В начале сентября Правительство РК намерено принять постановление «О некоторых вопросах Национальной академии наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан». Его проект обнародован на сайте «Открытые нормативно-правовые акты» для общественного обсуждения.
Документ небольшой, примерно на страничку. На ней названы в общем-то стандартные направления деятельности любой академии наук любой страны: выработка приоритетов и анализ научной работы, исследования, экспертиза, прогнозирование и так далее. Суть проекта в двух пунктах.
Один: преобразование некоммерческого акционерного общества «Национальная академия наук Республики Казахстан» в одноименную высшую научную организацию с сохранением приставки «при Президенте РК» и со стопроцентной долей участия государства в уставном капитале. Другой: поручение Комитету госимущества и приватизации Минфина совместно с Миннауки обеспечить передачу права владения и пользования госдолей участия академии Министерству науки и высшего образования РК.
Оба пункта, несмотря на их, как и всего документа, краткость, можно считать вехой очередного преобразования Национальной академии наук. Как мы подсчитали, четвертой реформой после решений 1996, 1999 и 2003 годов. Тогда академия объединялась с профильным министерством и становилась исполнительным органом правительства, выводилась из него, а затем и вовсе превратилась в общественную организацию. Официально это преподносилось как «укрепление в науке демократических начал».
Но в кулуарах не только научных кругов решение 2003 года расценивалось как нонсенс. Ведь в подавляющем большинстве стран, включая развитые, национальные (центральные) академии наук неизменно под плотной опекой государства. Их примеров в общественном статусе считаные единицы. И все три названные трансформации воспринимались с течением времени губительными для казахстанской науки в целом.
Четвертая реформа стартовала в 2022 году. По инициативе Касым-Жомарта Токаева Нацакадемия была возвращена в лоно государства и получила приставку «при Президенте РК». Но если кто-то, радуясь возобладанию здравого смысла, вздохнул с облегчением, то он расслабился преждевременно.
Не выдержала и года назначенная Касым-Жомартом Токаевым весной 2023 года новой главой Нацакадемии Кунсулу Закарья, руководитель авторского коллектива отечественной антиковидной вакцины QazVac. Подробности ухода известного ученого в советники главы государства неизвестны, но в январе 2024 года ее преемником Президент назначил бывшего министра сельского хозяйства Ахылбека Куришбаева, оцененного наблюдателями в должности руководителя Нацакадемии без энтузиазма.
О причинах этого кадрового решения и ухода Закарья можно догадываться по тому, что эти события сопровождались обозначением и нарастанием конфликта между старым академическим составом и Миннауки. В прошедшем июле этот конфликт вылился в открытое противостояние, к сожалению, подогреваемое некоторыми СМИ с акцентом на второстепенных деталях.
В том числе на том, останутся ли академиками и войдут ли в обновляемый состав НАН Нурсултан Назарбаев, его родственники и другие лица, не зарекомендовавшие себя чем-то заметным в науке. Рассказывая на брифинге в июле о выполнении поручения главы государства трансформировать НАН, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил, что старую академию де-юре в статусе общественного объединения планируется ликвидировать.
На вопрос журналиста, обнулился ли статус академиков у тех, кто входит в общественную организацию, министр ответил: «Обнулился. Скорее всего, на ликвидацию пойдет старая академия. Какие-то ученые действительно были сильные, по конкурсу они перейдут в новую академию. Конкурс будет поэтапным. Но, скорее всего, на ликвидации будем настаивать, чтобы никто не путался: новая или старая. Должна быть одна Национальная академия наук. Статус у нее высокий».
В приведенных словах Саясата Нурбека удивляет использование глагола «обнулиться» в прошедшем времени, как будто освещенные министром процессы уже позади, хотя до их завершения, судя по всему, еще далеко. Неудивительно, что, как только это заявление попало в эфир и интернет, Миннауки поспешило его частично опровергнуть: «Экс-президента Нурсултана Назарбаева никто не лишал статуса академика. Это вечный научный статус».
Министр тоже пошел на попятную и позже уточнил, что имел в виду не обнуление Назарбаева как академика, а его отсутствие в трансформируемой академии. Миннауки также заверило, что государство финансирует только новую Национальную академию наук при Президенте, а «бывшая остается в общественном статусе». Из нее академики могут попасть в новую, если пройдут конкурс.
Но от слов о том, что Академию наук в общественном статусе следует ликвидировать, господин Нурбек не отказался. Он отметил, что по закону государство не имеет права вмешиваться в деятельность общественной организации. Однако, по мнению министра, Национальная академия наук должна быть единственной. «Мы будем рекомендовать РОО все-таки либо на ликвидацию пойти, либо поменять название, — считает Саясат Нурбек, — потому что Национальная академия наук, согласитесь, должна быть одна. К примеру, у нас уже путаница происходит. Приезжают зарубежные партнеры и говорят: «Скажите, пожалуйста, кто главный, какая академия национальная?». Не может быть двух национальных академий наук. При этом у нас достаточно успешно работают академии инженерных, естественных наук. Они тоже в общественном статусе, им никто не мешает. Препятствовать созданию общественных объединений мы не можем. Но Национальная академия наук должна быть одна. Это наша принципиальная позиция».
Опрометчивость выражений министра вызвала незамедлительный ответ. Члены остающейся в общественном статусе академии обнародовали заявление, в котором обвинили Правительство, министерство и лично Саясата Нурбека во множестве грехов. И в том, что они проигнорировали более 20 писем наверх с предложениями и возражениями насчет методов трансформации. И в том, что еще не собиралась госкомиссия по трансформации НАН, созданная распоряжением Премьер-министра в ноябре 2022 года. И в унижении «старых» академиков, которых чуть не уморили отсутствием средств на лекарства, в 2023 году на четыре месяца лишив государственных стипендий (они восстановлены). И в забвении академического духа и демократии. И во многом другом.
Честно говоря, рассказывать обо всем этом — занятие не из приятных. Делаем это лишь для того, чтобы показать читателю главную причину торможения четвертой реформы Национальной академии наук РК. А именно — мелочность конфликта между госведомством и скомпрометировавшим себя многолетним застоем обреченным общественным объединением. То есть причину, бесконечно далекую от актуальных проблем казахстанской науки. И хватит об этом.
Вернемся к проекту правительственного постановления. Если оно будет принято, академия в общественном статусе лишится своих материальных активов, в том числе исторического здания в Алматы в квадрате улиц Кунаева — Курмангазы — Пушкина — Шевченко. Но эти активы достанутся не новой государственной академии, а Правительству в лице Миннауки. К нему же перейдет текущее руководство госакадемией со всеми вытекающими последствиями. В том числе негативными, включая перспективу превращения не более чем в департамент министерства. Приставка «при Президенте» не спасет — у главы государства кроме академических тысяча других забот.
Не вполне корректны те авторы, которые порой называют любую академию наук, в том числе центральную, «штабом науки». В теории и лучшей практике Национальная академия наук – это, скорее, главная творческая лаборатория, генератор новых идей, замыслов, исследований. А вот любое квалифицированное Миннауки — это действительно штаб отрасли, восприимчивый к новациям, но в то же время зорко следящий за целесообразностью и практической отдачей научных идей и разработок.
Станут ли таковыми Национальная госакадемия и Миннауки РК? Ответить утвердительно не позволяет текущее состояние выполнения поручения Президента.