Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
ТЭЦ без России. Справимся сами?
ПолитикаПолитбарометр

ТЭЦ без России. Справимся сами?

То, что Казахстан намерен строить ТЭЦ собственными силами, звучит гордо

Казахстан все чаще сталкивается с вызовами в сфере энергетики: изношенные электростанции, аварии, рост потребления и обострение зависимости от внешних партнеров. В этом контексте особое значение имела договоренность с Россией о строительстве трех теплоэлектроцентралей в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Однако летом 2025 года стало известно, что Россия выходит из этих проектов. Причина, озвученная вице-премьером Казахстана Романом Скляром, состоит в том, что «Интер РАО» не смогла получить экспортное финансирование по сниженной ставке. Почему так произошло и готова ли республика к такому повороту?

Фоновая картина: износ инфраструктуры и рост спроса

На фоне постсоветского наследия около 70 процентов действующих ТЭЦ в Казахстане эксплуатируется уже более 50 лет. Показательная авария в Экибастузе в 2022 году стала тревожным сигналом для всей страны. Восточный Казахстан, где планируется строительство двух из трех новых ТЭЦ, относится к числу энергодефицитных регионов. По данным местной энергокомпании, в летнее время в Усть-Каменогорске потребляют более 350 мегаватт электричества, а зимой расход электроэнергии вырастает вдвое. При этом в условиях декарбонизации и индустриализации стране остро необходимы надежные источники энергии. В 2023 году Россия и Казахстан подписали соглашение о совместной реализации проектов новых ТЭЦ. В этом участвовали такие крупные игроки, как «Интер РАО» и «Ростех». Однако в 2025 году строительство так и не началось, а казахстанская сторона стала делать заявления о самостоятельных шагах в этом направлении. 

Причины ухода России: политика, финансы и риски

Утверждается, что прежде всего причина — в геополитической изоляции России. Местные энергетические компании работают под санкционным давлением, и участие в зарубежных инфраструктурных проектах становится все более токсичным для партнеров. В частности, западное оборудование и технологии, на которые опирались даже российские производители, теперь труднодоступны или запрещены к экспорту. Это автоматически делает такие проекты долгими, затратными и нестабильными с политической точки зрения.

Не последний вопрос — финансовый. В условиях войны и мобилизации ресурсов в экономике Россия концентрируется на внутренних проектах: восстановлении разрушенной инфраструктуры, строительстве электростанций в новых аннексированных регионах, поддержке оборонки. Так что в этой ситуации Казахстан больше не в фокусе внимания. 

Нельзя сбрасывать со счетов и определенную настороженность самого Казахстана, который проводит все более самостоятельную и многовекторную внешнюю политику. Власти демонстрируют осторожность в допуске российского капитала в критически важные инфраструктурные сектора. 

Сможет ли Казахстан построить ТЭЦ сам?

Формально — да. В стране имеются и проектные институты, и строительные мощности, и потенциальные источники финансирования — тот же Нацфонд или международные инвесторы. К слову, эксперт в этой отрасли, экономист и общественный деятель Петр Своик сделал некоторые расчеты, разместив их на своей странице в Facebook. 

«…Исходные данные: 250 МВт, 520 Гкал/ч и порядка 350 миллиардов тенге. Хотя явно будет дороже. Берем, допустим, льготное китайское финансирование – на 20 лет под 7%. Годовая выработка электричества при хорошей устойчивой работе будет под 1 миллиард кВт-часов, выработка тепла может достигнуть 2 миллиона Гкал. Тариф на отопление, допустим, будет установлен всего в два раза выше нынешнего, чтобы не слишком возбуждать горожан. Резон: те примерно 2000 тенге\Гкал, которые жители платят сегодня, они и будут обеспечивать эксплуатационную часть тарифа. А еще 2000 тенге с каждой гигакалории пойдут на возврат кредита. Итого с тепла на возврат будет собираться по 4 миллиардов тенге в год, за 20 лет — 80 миллиардов… Итого на долю электричества придется… по 31 тенге за кВт-час. Это не весь тариф, а только возвращаемая иностранным подрядчикам надбавка. Ныне жители Кокшетау платят, в зависимости от объемов потребления, от 24 до 45 тенге за кВт-час, юрлица — по 46 тенге и бюджетные организации — примерно по 60 тенге за кВт час. Другими словами, для населения тариф на тепло и электричество от новой ТЭЦ как минимум удваивается, для остальных потребителей тепло тоже станет в два раза дороже, электричество — раза в полтора», — посчитал эксперт. 

Но это про завтрашний день. Сегодня же есть другие серьезные вызовы, и прежде всего это отсутствие собственного машиностроения в сфере ТЭЦ, то есть котлы, турбины, генераторы и системы автоматизации для ТЭЦ будут завозиться из Китая, Европы, Южной Кореи, Турции или той же России. Это увеличивает стоимость проектов и делает их уязвимыми к логистическим и политическим сбоям.

Кроме того, энергетическая отрасль давно страдает от нехватки специалистов нового поколения: проектировщиков, инженеров-наладчиков, монтажников. Казахстанская система образования не успевает подстроиться под задачи энергетики. Без привлечения иностранных подрядчиков реализация таких проектов затруднительна.

Наконец, такие проекты требуют больших инвестиций и повышают финансовую ответственность государства. С учетом текущей нагрузки на бюджет проекты ТЭЦ могут конкурировать за ресурсы с другими приоритетами.

Безвыходных ситуаций не бывает

Новыми партнерами могут стать Китай и Турция. Например, китайские компании готовы строить ТЭЦ под «ключ», включая поставку оборудования. Впрочем, это будет уже зависимость от другого соседа.

В сложившихся условиях необходимо развивать машиностроение в энергетике внутри страны. Уже сейчас рассматриваются проекты по созданию совместных сборочных предприятий. Это долгий путь, но стратегически верный. Лишь бы долго не запрягали, как мы это умеем.

С учетом того, что мир на месте не стоит, как и энергетика, можно не только повторять советские форматы ТЭЦ, но и создавать гибридные станции с элементами ВИЭ, накопителями энергии и современной автоматикой. Это шаг в новое поколение энергетики. Если есть такие автомобили, почему не может быть такой ТЭЦ?

Независимость требует усилий

Поскольку мы так много стали говорить о независимости, в этом случае отказ России от строительства ТЭЦ в Казахстане — не катастрофа, а вызов. Это проверка на способность к энергетической автономии. Казахстан может справиться, если не будет откладывать решения, как это было со строительством АЭС, если будет развивать свою инженерную школу и технологическую базу и если сможет удержать баланс между внешним участием и внутренним контролем. 

Можно сказать, что страна стоит на развилке: продолжить политику технологической зависимости от больших держав или использовать шанс на формирование собственных компетенций. Второе сложнее, но это путь настоящего суверенитета.

Как заметил на своей странице в Telegram-канале экономист Айдархан Кусаинов: «То, что страна будет строить ТЭЦ собственными силами, звучит гордо».

Читайте в свежем номере: