Согласно Гегелю, история развивается по спирали, от простого к сложному, а от него — к еще более сложному. Естественно, она не повторяется один в один, но в ней периодически возникают сходные закономерности и периоды.
Не только тыл, но и фронт
В новые времена окончательно развеяно представление о Казахстане в годы Великой Отечественной войны лишь как о ее надежном, но глубоком тыле. Его весомый вклад в разгром германского нацизма известен. С 1980-х появилось все больше документальных свидетельств, что кровопролитная война с гитлеровцами шла и непосредственно на территории республики.
Например, в 2020 году по заказу Минкульта РК Государственный центр поддержки национального кино и компания Fresh Mind сняли документальный фильм «Последний рубеж». В нем показаны оборона Западного Казахстана — близкой прифронтовой полосы во время Сталинградской битвы, а также борьба с вражеской агентурой на территории республики в 1942-1944 годах. Ведь именно с захвата Уральска к 1 сентября 1942-го Гитлер планировал начать оккупацию Казахстана и продвижение на юго-восток к Индии.
С лета 1942 года на значительной территории Западного Казахстана советская власть ввела военное положение. Местное население было привлечено к строительству военных аэродромов и укреплений. В Уральске и Гурьеве (ныне Атырау) действовали комитеты обороны. Благодаря этим усилиям в регионе были созданы шесть оборонительных рубежей, десять аэродромов и другие объекты военной инфраструктуры. Ее защищали, по сведениям директора частного Фонда содействия научным исследованиям Айбулата Курумбаева, восемь зенитных бронепоездов, несколько авиаполков, истребительная авиадивизия ПВО. По данным общественного объединения Atamnyn Amanaty, за вторую половину 1942 года из Казахстана в Сталинград дошло около 3300 эшелонов с войсками и свыше тысячи с боеприпасами, горючим, продовольствием, медикаментами и другими грузами.
Пить пиво было бы некому
По разным источникам, с лета или с сентября 1942-го регион подвергся массированным бомбардировкам и обстрелам германской авиации. Ее основные удары приходились на железнодорожные станции Жанибек, Сайхин и Шунгай. На запад через них шло обеспечение Сталинградского фронта, а обратно — эвакуация раненых бойцов.
Согласно военным сводкам, собранным лично Курумбаевым, с сентября 1942-го по январь 1943 года (то есть во время Сталинградского сражения) немецкая авиация атаковала Западный Казахстан без малого 400 раз и сбросила около 9000 бомб. От них и пулеметных очередей с воздуха погибли ориентировочно 600 человек. Минимум половина из них — гражданские местные жители. «На самом деле, думаю, жертв было больше», — отмечал Курумбаев в интервью Inbusiness.kz.
«Ребенком я играла на улице с русской девочкой, — приводил Zakon.kz воспоминания очевидицы немецких авианалетов в пристанционном поселке Жанибек Умыт Ибраевой. — Вдруг грохот. Мы напугались, упали на землю. Потом побежали. Увидели — бабушка лежит с оторванной ногой. Она умерла.
Внук ее лежит рядом. Другие дети, бабушки лежали мертвые на улице. Семьи рыдали вокруг, забирали мертвых. В тот же день родители отвели нас в степь, там жили в шалаше».
«Мусульмане — представители восточного варварства — это монголоидные разрушительные силы, которые должны стать рабами арийской расы», — не стеснялся в выражениях Адольф Гитлер. «Процветание или страдания других наций меня интересуют лишь поскольку эти нации являются рабами нашей культуры», — подражал фюреру куратор нацистских
концлагерей, гестапо и внешней разведки Генрих Гиммлер.
В его концлагерях из узников азиатских национальностей нацисты формировали Туркестанский легион. В том числе готовили диверсантов для заброски в Казахстан, где их отлавливала или уничтожала советская контрразведка. Причем не только на западе республики, но и юго-восточнее — на территории современной Жамбылской области в Мойынкумах. Там обнаружены контуры так называемого аэродрома подскока для дозаправки германских самолетов на маршруте Берлин — Токио, союзника нацистов во Второй мировой. Это стало достоянием гласности в Казахстане лишь пару лет назад.
По словам председателя Алматинского горсовета ветеранов ВОВ Купесбая Жампиисова в фильме «Последний рубеж», нет никаких оправданий попыткам обелить германский нацизм. В том числе в Казахстане, где кое-кто уже доходил до цинизма: мол, пропусти республика немцев в 1942-м, жила бы она сейчас припеваючи, попивая вкусное баварское пиво.
Некому было бы сейчас пить пиво в разграбленной опустошенной казахской степи, подчеркнул Жампиисов.
Приходится напоминать гедонистам, в том числе любителям баварского пива и прочего кейфа, что ими ради спасения от нацистского порабощения пренебрегли миллионы казахстанских бойцов, противостоявших гитлеровской Германии. В их числе Иван Панфилов и Бауыржан Момышулы, Алия Молдагулова и Маншук Маметова, Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский, Леонид Беда, Каныш Сатпаев и тысячи широко известных и не очень героев.
Маятник замер
При всех различиях событий 1941 — 1945 годов и первой четверти XXI века между ними обнаруживаются общие черты. Судите сами.
В Великую Отечественную войну на фронтах против СССР людьми, техникой и за счет производства оружия воевала не только Германия. Она поставила под ружье против Союза остальную Европу за вычетом только Великобритании, а также нейтральных Швейцарии и Швеции. Противоречия раздирали Югославию и Польшу, где враждовали между собой армии и военные группировки с разной идеологией. Остальные на государственном уровне взяли перед Гитлером под козырек. И лишь недавно стало известно, что большинство смертников, обреченно оборонявших берлинский рейхстаг в апреле 1945 года, были не немцами, а... французами!
Точно так же задолго до начала горячей фазы российско-украинского конфликта Европа почти единодушно приняла сторону Незалежной. Естественно, с благословения США, основательно приложивших руку к переменам в украинской власти после развала Союза. В особенности с 2013 года, то есть со второго киевского майдана. Ну а уж с началом СВО в 2022 году необъявленная война США и Европы против правопреемницы СССР России стала очевидной для всех.
Как могут, сопротивляются лишь Венгрия, Словакия и Сербия, нагибаемые Евросоюзом против России изо всех сил. Но с приходом к власти в США Дональда Трампа маятник качнулся и... замер. Евросоюз испытал шок от первых заявлений и решений Трампа и его соратников о расхождениях в американских и европейских ценностях. Но сначала Евросоюз усомнился, а затем выступил почти единым фронтом уже против трамповского плана прекращения войны между Россией и Украиной.
Опуская множество событий и подробностей февраля-мая текущего года, повторим: политический маятник замер, и пока никто не знает, куда он качнется — к миру или к эскалации в Восточной Европе, вплоть до угрозы мировой войны.
Плюсы и минусы не подсчитаны
На государственном уровне Казахстан избрал в употреблении Украины Западом против России нейтралитет. Но он не спасает РК от проблем, потерь и ущерба. Достаточно напомнить, что 17 февраля текущего года Украина атаковала дронами нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская» в Краснодарском крае, которая обеспечивает поставки нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из Западного Казахстана (снова Западный Казахстан!) в Европу. Ответственность за атаку признал Генштаб ВСУ.
В КТК входит ряд предприятий, среди которых нефтяные компании Казахстана, России, США и Евросоюза. При этом США и Евросоюз оказывают Украине военную поддержку и помогают наводить беспилотники на объекты в России. Никто из людей на НПС не пострадал. Но она получила серьезные повреждения и была выведена из эксплуатации с переводом транспортировки нефти на аварийный маршрут.
По оперативным данным российской «Транснефти», владеющей долей в КТК, снижение объемов поставки нефти из Западного Казахстана могло достигать 30 процентов, а устранение последствий атаки требовало срока до двух месяцев. По сообщению газеты «Известия», в Казахстане ущерб от украинской атаки оценен в 300 миллиардов тенге, эквивалентных примерно 600 миллионам долларов.
Вскоре после атаки президент РФ Владимир Путин публично заметил, что Украина не могла предпринять диверсию в одиночку. Для этого Украине были необходимы разведданные, а их предоставляли США и европейцы. В связи с этим многих удивило, что для диверсии был избран объект международного консорциума, акционерами которого являются компании Европы и США.
По мнению иностранных экспертов, 600 миллионов долларов ущерба — невеликая сумма в сравнении с потерями Казахстана от соблюдения республикой антироссийских санкций в страхе попасть под вторичные санкции Запада. Публично подсчитать в Казахстане экономические плюсы и минусы нейтралитета еще никто не осмелился.
«Интересы народа — превыше всего, — заверил Касым-Жомарт Токаев в минувшем апреле на встрече с общественностью Шымкента. — Опираясь на них, мы осуществляем сбалансированную и стабильную внешнюю политику. В казахском языке есть поговорка «Корші акысы — тенір акысы» («Принимая соседа, возвращаешь долг Богу»). Мы поддерживаем дружественные отношения со всеми сопредельными государствами, уделяя этому особое внимание. Мы ни в коем случае не остаемся в стороне, если у соседейслучится беда. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы в нашем окружении царили мир и стабильность».
Сохранить их в Казахстане в январе-2022 помогли республике не Евросоюз, США или НАТО, а вооруженные силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в лице подразделений Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана. В день 80-летия Великой Победы будем помнить и об этом.