В последние годы наблюдается тенденция существенного удорожания проектов по строительству инфраструктурных объектов, реализуемых как Правительством, так и региональными властями. Вот только стоят ли они таких денег? Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова спрашивает мажилисмен Ерлан Саиров.
Так, по словам депутата, Агентство по противодействию коррупции выявило завышение стоимости ПСД в дорожной отрасли на общую сумму около 10 миллиардов тенге. Наверное, не случайно, поэтому очередное заседание республиканского совета по противодействию коррупции при партии AMANAT также было посвящено актуальным вопросам развития дорожной инфраструктуры республики.
— Мы привлекаем кредиты от крупных международных фондов, чтобы строить дороги. В свое время эту проблему можно было решить и без займов. В конечном счете возвращать эти средства придется за счет налогоплательщиков, то есть из государственного бюджета. В связи с этим крайне важно, чтобы общество имело возможность четко контролировать, куда и как расходуются деньги, выделенные на дорожное строительство. Да, дороги строятся, но в регионах, особенно в Актюбинской и Атырауской областях, существует множество проблем, связанных с их качеством, — заявил Ерлан Саиров.
Его поддержал секретарь партии AMANAT Ержан Жылкыбаев, который подчеркнул, что «данные о дорожном строительстве и качестве дорог остаются закрытыми для широкой общественности».
— Ежегодно в стране строятся дороги и мосты республиканского и регионального значения, продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов. Однако, к сожалению, работа по информированию населения о выполненных или текущих проектах по-прежнему оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году дорожное покрытие на трассе Доссор — Кульсары — Актау было снято, но с тех пор никаких ремонтных работ не проводилось. Людям не была предоставлена четкая информация о причинах задержки, сроках выделения средств и завершения работ. Хотя все эти сведения должны быть доступны, — отметил он.
При этом, по словам депутата, «подрядчики как само собой разумеющееся и неотъемлемое условие договорных отношений воспринимают завышение цен и пересмотр новой финансовой документации».
— Например, при строительстве метро в Алматы такому подрядчику, как компания «Базис-А», каждый раз дополнительно выделяются миллиарды тенге, но в то же время компания сокращает объем работ. Кроме того, уже 30 лет (!) идут разговоры о строительстве третьего энергоблока в Экибастузе, — возмущается мажилисмен.
И хотя 13 лет назад, в далеком январе 2012 года, Экибастузская ГРЭС-2 подписала-таки договор на изготовление котла и турбоагрегата стоимостью в 73,9 миллиарда тенге, проведя предоплату в размере 38 миллиардов тенге, работы не завершены по сей день. Или вот еще пример: по словам депутата, «согласно данным Высшей аудиторской палаты только по проекту строительства газопроводов в 2023 году завышение стоимости строительства было допущено более чем на 10 миллиардов тенге». Может, соответствующим органам не помешало бы обратить внимание на подобный нонсенс?
— Как мы видим, только по необоснованным повышениям стоимости работ можно сэкономить сотни миллиардов народных средств. Может быть, настало время навести жесткий порядок в расходовании средств налогоплательщиков и не допускать неправомерного и нелогичного повышения стоимости проектов? Потому как государственные деньги все-таки должны быть под контролем, — заключил Ерлан Саиров.