Принятый в марте 2022 года Закон «Об ответственном обращении с животными» сегодня пытаются переписать: в Мажилисе прошел круглый стол по поправкам к закону. Депутаты обсудили важный вопрос с экспертами, в том числе с представителями правозащитных организаций. Большинство депутатов поддержали массовую эвтаназию отловленных собак и кошек через 15 дней с момента отлова.
Точка зрения ученых
На сегодня в Казахстане используется метод «отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск» (далее ОСВВ), который и стал камнем преткновения. По мнению научного сотрудника Института зоологии Анны Хамчуковой, данная система не способствует снижению численности бездомных животных, поскольку еще существует большое количество нестерилизованных. Ученый проголосовала за эвтаназию. По ее мнению, чтобы программа работала, необходимо соблюдение ряда условий, в том числе высокий уровень ответственности населения, толерантное отношение к животным, создание благоприятной среды обитания для бродячих собак. Ведущий научный сотрудник Института генетики и цитологии Анастасия Перфильева не поддержала коллегу в этом вопросе.
— Число бродячих животных быстро восстанавливается за счет размножения, миграции новых животных с окраин и отказа от домашних животных, которые в итоге оказываются на улицах. Эвтаназия признана глобальными организациями контрпродуктивной в борьбе с бешенством… Вместо эвтаназии глобальные ведущие организации рекомендуют комплексные меры: стерилизацию и кастрацию бродячих животных. Это обязательно должно сочетаться со стерилизацией и кастрацией владельческих животных. Именно эта мера позволяет устранять источник проблемы, а не бороться с последствиями постоянно и безрезультатно, — считает эксперт.
Чтобы действующий механизм работал, ученые предлагают ввести ряд системных подходов. Это высокие штрафы за выброс домашних животных на улицу, организация сети приютов, программы по стерилизации, массовая вакцинация.
Представитель ассоциации по защите прав животных INUCOBO Жанатбек Туганбеков отметил, что программа ОСВВ не работает в Казахстане из-за отсутствия контроля за исполнением закона. Впрочем, это касается не только данного вопроса. Кроме того, он отметил, что большинство нападающих на людей животных — домашние питомцы, ведь в инцидентах фигурируют породистые собаки, например, питбультерьеры и алабаи. Впрочем, тем, кто голосует за убийство, разницы нет.
Хайп от депутата
— Животные хотят размножаться, я тоже хочу размножаться, все хотят размножаться, и микробы хотят размножаться, — на полном серьезе заявил депутат Анас Баккожаев.
Автор законопроекта Едил Жанбыршин решил сослаться на опыт Норвегии, где животных, заходящих на территорию страны, отстреливают. Правда, вряд ли наши собаки забегают к нам из России или Кыргызстана. Но, видимо, ему это греет душу.
— Они отстреливают собак, которые зашли из России. Они не запускают за свою границу. Зашли — моментальный отстрел. Такой закон. Не только эвтаназия, а сразу отстрел. А это развитая страна Евросоюза. Поэтому у каждого свои законы, каждый сам регулирует, и мы должны учитывать наши особенности», — сказал Жанбыршин.
Правда, депутат, обращаясь к опыту Норвегии, не сообщил, что там существует свой закон о защите животных. Так вот, в нем записано, что закон «охватывает условия, которые влияют на благополучие или уважение к млекопитающим, птицам, рептилиям, земноводным, рыбам, головоногим моллюскам, осьминогам и медоносным пчелам». И еще: «Тот, кто встретит животное, которое явно больно, ранено или беспомощно, должен, насколько это возможно, помочь ему. Если животное из зоопарка или крупная дичь, и оказать достаточную помощь невозможно, необходимо немедленно уведомить владельца или полицию».
Что касается эвтаназии, то в норвежском законе сказано: «Если очевидно, что животное не может жить или выздороветь, человек, столкнувшийся с животным, может немедленно его усыпить. Животные из животноводства и крупная дичь не должны подвергаться эвтаназии в соответствии с настоящим положением, если есть возможность связаться с владельцем, ветеринаром или полицией в разумный срок. Необходимые расходы на меры, согласно этому положению, должны быть оплачены государством, однако расходы, связанные с мерами по отношению к животным из животноводства, могут быть взысканы с владельца животного». Так что не такие уж они варвары, в отличии от нас.
Без распила никак?
По мнению депутата Натальи Дементьевой, выделенные на стерилизацию и вакцинацию средства на самом деле «уходят в чьи-то карманы», поэтому и программа не работает.
— Сейчас, конечно, уполномоченный орган скажет нам, как будет осуществляться (эвтаназия). Но даже он не гарантирует стопроцентно, что эвтаназия будет осуществляться именно этим медикаментозным способом, а не ломом по голове собаки. А деньги, которые будут выделены на медикаментозную эвтаназию, не будут сложены кем-то в карман, — заявила депутат.
Боюсь, она недалека от истины. Если бы государство и депутаты, наши избранники, реально переживали за реализацию закона, то обязательно сделали бы поправку на предмет того, чтобы создавать приюты для собак и кошек. Но не государственные, боже упаси! Нужно финансово поддержать тех, кто уже создал такие приюты за счет средств неравнодушных граждан. Да, с требованием отчетности по всем затратам, но там бы деньги точно не пилили. Возможно, поэтому никто и не предлагает направить бюджетные деньги в эти приюты. Волонтеры на распил не подпишутся. Однако если бы государство пошло этим путем, не случилось бы такого нонсенса, как в Павлодаре, где одному из приютов местные власти продали пустой земельный участок без коммуникаций за 616 тысяч тенге. Для волонтеров — сумма неподъемная. А сроки сжатые, иначе потеряешь взнос для участия в тендере. Благо нашелся помощник в лице Гульмиры Абдрашевой, основателя «Клуба добряков», при помощи которой удалось собрать даже больше требуемой суммы.
Простые решения
Накануне мероприятия павлодарский общественный инспектор по ответственному отношению к животным Людмила Чернова изложила свою позицию по поводу поправок в закон в письме к депутату Ажар Сагындыковой с конкретными предложениями.
— Программа ОСВВ — это всего лишь одна мера из целого комплекса для решения проблем бездомных животных. Вероятно, вы знаете, что в Павлодаре с февраля 2024 года действует пункт временного содержания (ПВС) таких животных. Он рассчитан на 300 животных. Сегодня из 200 отловленных собак — 109 щенята! Все контактные, многие привезены без матерей, а это говорит о том, что они домашние. Чтобы решить проблему бездомных животных, надо контролировать рождаемость и содержание домашних. Мы просим вас внести в поправки к закону обязательную кастрацию всех владельческих собак и кошек, не имеющих племенной ценности. Тогда проблема бездомных животных будет решена на 80 процентов. Некастрированное животное не может контролировать свои инстинкты и убегает в поисках полового партнера. А недобросовестные владельцы отпускают на самовыгул своих питомцев. Животное приносит приплод, владельцы, якобы заботясь о здоровье своей кошки или собаки, через небольшое время выкидывают щенят и котят. Если бы все владельческие собаки были кастрированы, то 109 щенят просто не было бы. Бюджетные средства не тратились бы на их отлов и содержание, — уверена Людмила Чернова.
Проблема на поверхности, и ее можно решить, ужесточив требования к владельцам животных. Так что депутатам надо думать не о размножении, а о том, как не потерять репутацию перед народом при принятии непопулярных мер. Не стоит забывать: они не небожители, а всего лишь избранные на время слуги народа.
P.S. 24 ноября, в Караганде прошел митинг против антигуманных поправок в Закон «Об ответственном обращении с животными». Участники митинга подчеркивали: решая проблемы животных, нужно помнить о гуманном обращении с ними, в то время как поправки в закон преследуют обратное.