Временный вывод на этой неделе из эксплуатации двух выносных причальных устройств в системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не повлиял на объемы экспорта казахстанской нефти. Минэнерго Казахстана в очередной раз сделало оптимистичное заявление.
В Багдаде все спокойно?!
Очередные новости после недавней атаки беспилотников главной экспортной артерии — КТК, по которой, как известно, на мировые рынки уходит около 60-70 процентов казахстанской нефти, продолжают волновать нефтегазовых экспертов и отечественную общественность. На этой неделе, в понедельник, пресс-служба консорциума сообщила, что в системе КТК временно выведены из эксплуатации сразу два выносных причальных устройства. Как пояснили в консорциуме, это было сделано для устранения выявленных недостатков. Все перевалочные операции на морском терминале КТК сейчас осуществляются посредством третьего выносного причала.
Во вторник Минэнерго Казахстана распространило официальное заявление, в котором в очередной раз попыталось успокоить общественность.
«На текущий момент ограничений на прием казахстанской нефти в систему КТК нет. Отгрузка осуществляется в штатном режиме, согласно графику, через выносное причальное устройство ВПУ-3, которое находится в работе», — сообщило ведомство.
Минэнерго заявило также, что держит данный вопрос на контроле и находится в постоянном взаимодействии со всеми вовлеченными сторонами «для обеспечения бесперебойной транспортировки казахстанской нефти на экспорт».
Сигнал инвесторам на отсутствие помощи
Тем временем эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов в интервью «НП» высказал опасения, что устранение нарушений на двух выносных причалах может затянуться.
«Если помните, три года назад вышли из строя два выносных причала. Тогда прокачка казахстанской нефти по КТК временно была снижена на 50 процентов. Сколько времени КТК потребуется для устранения нарушений на этот раз, неизвестно», — напомнил Жумагулов.
Он пояснил, что на морском терминале КТК отгрузка нефти в танкеры обычно шла с двух выносных причалов, а третий всегда был в резерве. Тем временем, по словам эксперта, резервуарного парка как на КТК, так и на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке хватит лишь на пять дней.
«И тогда встанет вопрос, куда девать добываемую нефть, если отгрузка будет снижена почти вдвое. Если не удастся решить ситуацию с двумя закрытыми выносными причалами в течение пяти дней, то снижение нефтедобычи неизбежно как минимум на 50 процентов на крупных проектах», — подчеркнул Жумагулов.
По его мнению, это сигнал некоторым инвесторам, от которых до сих пор ждут обещанной помощи в восстановлении поврежденной беспилотниками нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская».
«Как нет и снижения нефтедобычи в рамках соглашения по ОПЕК+», — добавил Нурлан Жумагулов.
Тем временем агентство Reuters сообщило во вторник, что добыча нефти и конденсата в Казахстане достигла рекордного уровня в марте — почти девять миллионов по итогам месяца благодаря добыче на месторождении Тенгиз и стабильному экспорту по КТК.
Казахстан неоднократно превышал свои квоты ОПЕК+ в последние месяцы и обещал сократить добычу под давлением лидеров ОПЕК+ Саудовской Аравии и России. Квота ОПЕК+ для установлена на уровне 1,468 миллиона баррелей в сутки, тогда как в марте этот показатель составлял 2,17 миллиона баррелей.