1 июля в Павлодаре побывал губернатор Омской области Виталий Хоценко. Главная цель его визита — возобновление активной транспортировки грузов по Иртышу и развитие водного туризма между Казахстаном и Россией. Тема «многосерийная», до сих пор плавающая. Несмотря на географическую и логистическую очевидность, вопрос оживления водных перевозок обсуждается уже не первый год, но до сих пор реального прорыва не произошло.
Обсуждаем давно, движемся медленно
О необходимости развивать судоходство по Иртышу говорят минимум последние 10-15 лет. Еще в начале 2010-х эксперты обеих стран поднимали тему возрождения речного транспорта как дешевой и экологичной альтернативы автодорогам. Однако дальше единичных рейсов и протокольных заявлений дело не шло. Причины разные — от отсутствия инфраструктуры до разногласий в логистических приоритетах. Причем казахстанская сторона более активна в продвижении данной темы. У Павлодара есть порт, флот, пусть и старенький, и интерес. Но для полноценного запуска требуется синхронность действий с российской стороной. И вот тут начинается пробуксовка.
В январе текущего года губернатор Виталий Хоценко рассказал о перспективах создания логистического хаба, связанного с судоходством по Иртышу. По словам главы региона, в развитии проекта заинтересованы Казахстан и Китай, а работа над проектом находится на подготовительной стадии. На базе федерального Министерства транспорта будет создана рабочая группа, которая займется детальной разработкой.
Кстати, в 2026 году судоходство по Иртышу станет одной из главных тем XXII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который должен пройти в Омске. А в конце текущего года в Омске состоится международный форум «Иртыш: река дружбы — река развития».
Почему Россия не спешит?
Несмотря на потенциальную выгоду, Россия не торопится вкладываться в развитие речной логистики с Казахстаном. И причин несколько. Например, отсутствие системной господдержки. Российские водные пути — это зачастую «забытая инфраструктура», требующая серьезных инвестиций в шлюзы, каналы, порты и флот. Пока приоритеты в бюджете утекают в другие направления. Впрочем, геополитическая ситуация последних лет заставила иначе взглянуть на данный вопрос.
Не последний момент — сезонность. Навигация на Иртыше длится всего четыре-пять месяцев в году. Хотя климатические изменения эти сроки значительно расширили.
Также немаловажны таможенные и бюрократические барьеры. Несмотря на ЕАЭС, логистика между Россией и Казахстаном по воде до сих пор сталкивается с рядом технических и правовых нюансов, особенно при прохождении границы и согласовании грузов. И, наконец, низкий спрос на перевозки. Да-да, при наличии портов и судов объемы перевозок крайне малы. Рынок не сформирован, а значит, нет четкого сигнала инвесторам. Но если ничего не делать, то ничего и не будет.
А выгодно ли это вообще?
Выгода очевидна, если смотреть в долгосрочной перспективе. Водный транспорт все еще самый дешевый способ перевозки грузов на большие расстояния. Он энергоэффективен, экологичен и позволяет транспортировать крупногабаритные и тяжелые грузы, особенно для промышленных регионов вроде Павлодара и Омска. И практика такая есть — два крупных объекта для промпредприятий доставляли в Павлодар по Иртышу.
Кроме того, речной маршрут может стать частью логистической цепи Север — Юг, связывая Казахстан, Россию и далее Иран и порты Персидского залива. В условиях геополитических турбуленций диверсификация логистики — это не только про экономику, но и про суверенитет.
По оценкам экспертов, речные перевозки в пять раз дешевле автомобильных, что делает проект возрождения водного маршрута стратегически важным для интеграции евразийских логистических коридоров в глобальную транспортную систему. По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС, доктора экономических наук Владимира Климанова, транспортировка грузов по Иртышу может быть экономически выгодна как Омской области, так и Казахстану: «География транспортных потоков достаточно сильно изменилась. И мы понимаем, что есть уже пределы роста широтных перевозок по Транссибирской магистрали и с Востока на Запад. Поэтому есть идеи создания больших связей нерегионального характера с нашими соседями, которые могут быть как сухопутные, так и речные. Что касается Иртыша, то это самая очевидная связь. Потому что самый простой способ из Омска довезти грузы до Павлодара или дальше — как раз по Иртышу».
Что нужно для старта?
Чтобы речная логистика действительно заработала, необходим комплексный подход. Прежде всего, это государственные программы поддержки — как в России, так и в Казахстане. Инвестиции в развитие портов, шлюзов, флота. Создание совместных предприятий и маршрутов, упрощение таможенных процедур. Ну и, конечно, привлечение бизнеса. И нынешний визит высокопоставленного российского гостя, безусловно, сигнал и шаг в правильном направлении. Символический, но важный. Присутствие первого лица региона говорит о заинтересованности, пусть пока на уровне диалога. Если за этим последуют реальные шаги, возможно, уже через несколько лет Иртыш вновь оживет, а Павлодар и Омск станут не только соседями, но и логистическими партнерами.
А сегодня судоходство между Россией и Казахстаном по-прежнему находится в режиме ожидания. Воды Иртыша текут, а грузы и туристы пока нет.