Представители Правительства поехали по регионам «пообщаться за НДС» с представителями бизнеса. Вот только когда чиновники «разлетаются» пообщаться с населением, это всегда больше настораживает. А сейчас так еще и сроки поджимают — до 20 февраля проект по изменениям в Налоговый кодекс должен поступить в Мажилис Парламента РК.
Во всем этом можно отметить несколько моментов. Например, представляя проект налоговой реформы на заседании Правительства, вице-премьер Жумангарин заявил, что «повышение и дифференциация ставки НДС до 16 процентов позволят уменьшить зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов, усилить сберегательную функцию Национального фонда и финансировать приоритетные государственные проекты».
На это в своих социальных сетях отреагировал политолог Газиз Абишев, заявив, что «уменьшить зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов — довольно жесткая формулировка».
— Вся экономика зависит от волатильных нефтяных доходов, но бюджет будет зависеть от них меньше за счет более высоких налогов на экономику. Плательщики НДС станут защитным валом между бюджетом и нефтяной волатильностью. В переводе на человеческий: если нефть просядет, это будет проблемой бизнеса, и пусть сам решает, откуда брать деньги на выплату налогов. В этой ситуации нужно еще раз подчеркнуть прописную истину — нет государственных денег, есть деньги налогоплательщиков. И общество должно иметь больше прав по контролю над тем, куда это деньги расходуются. Чем больше налоги, тем больше прав, — считает эксперт.
Второй момент — после неоднозначной реакции казахстанцев в социальных сетях на возможный рост НДС до 20 процентов и удивления парламентариев вообще на предложения чиновников по данному вопросу создалось впечатление, что Правительство РК пошло на попятную. Снова выступив с новым предложением — установить НДС на уровне 16 процентов и сделать ставку дифференцированной. Плюс сельхозтоваропроизводителей полностью освободить от уплаты налога, а для ряда отраслей НДС сделать на уровне 10 процентов. Таким образом, предлагалась следующая дифференциация: 16, 10 и 0 процентов. Но…
Вице-министр национальной экономики РК Бауыржан Омарбеков в ходе встречи с бизнесменами Актюбинской области заявил, что «предлагается освобождение от НДС для производителей сельхозпродукции». Однако крестьянские хозяйства и так не являются плательщиками НДС. Даже юридические лица, занимающиеся сельским хозяйством, платят только 30 процентов от необходимой суммы. Ну уберут им эти 30 процентов… Но их не так много, чтобы предполагать максимальный выхлоп от совершенного. А вот на кого будет распространяться ставка НДС в 10 процентов, по замечанию Омарбекова, «требует дополнительного обсуждения».
О чем это все говорит? Своим мнением в телеграм-канале поделился мажилисмен Азат Перуашев.
— Столь торопливые и разительно отличающиеся заявления по налоговой реформе уже не столько интригуют, сколько настораживают и вызывают сомнения. Пока это все слова, которые, как видим, могут меняться на ходу, причем без внятных обоснований, почему максимальная ставка именно 16 процентов. Почему не 15 или 17? Или почему «промежуточная» — 10? Отчего не пять или восемь процентов? Более того, озвученные предложения с депутатами не обсуждались и даже не вносились в Парламент. Расчетов, как именно они позволят навести порядок в налогах и увеличить доходы бюджета, мы тоже пока не видели, как и то, можно ли добиться того же результата еще большим снижением, скажем, до 15 или 14 процентов по максимальной ставке и 5-8 процентов для социальных и приоритетных отраслей. И почему не показать это в сравнительных расчетах? — возмущается депутат.
Практически то же самое говорит в своих соцсетях политолог Данияр Ашимбаев. По его словам, «Правительство после критики со стороны Президента тут же отыграло проект повышения НДС с 20 процентов до 16, тем более что тут есть уже разработанный проект двухлетней давности».
— Вместе с тем до сих пор нет адекватного обоснования на тему почему нужно повышать налоги, а не оптимизировать расходы и наводить порядок в бюджетной сфере. И еще у Правительства сложилось весьма странное отношение к необходимости разъяснять смысл своих решений, — подчеркнул он. Приведя в качестве примера то, что «вопрос со штрафами и налогами несколько отодвинул даже тему часового пояса, которая блестяще показала неумение чиновничества принимать грамотные решения и работать с общественным мнением и экспертами».
— Впрочем, заметно, что наверху есть недовольство «неквалифицированными экспертами». Но вопрос в том, что эта оценка «зеркалит» экспертное мнение о неквалифицированных министрах. И — да, повышение некоторых цен и тарифов объясняется низкой инвестиционной привлекательностью тех или иных отраслей. Но если посмотреть чуть повнимательнее, то несложно заметить, что в этих отраслях доминирует госсектор. Логично задать вопрос — благосостояние кого именно государство хочет повышать? И этот же вопрос напрямую касается налоговой реформы, которая ухудшает положение и населения, и бизнеса, и местных органов власти, — сетует Ашимбаев.
Между тем чиновники, кажется, даже не видят ничего предосудительного в том, что вместе с ростом НДС будут расти и цены. Причем на все.
Так, выступая в четверг в Сенате Парламента, вице-министр МНЭ РК Арман Касенов заявил, что «если в цене товара есть НДС, то после того, как его ставка вырастет до 16 процентов, товары, разумеется, тоже будут расти в цене автоматически».