Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Высокотемпературный режим
ПолитикаВласть

Высокотемпературный режим

В Душанбе 14-15 сентября прошла V Консультативная встреча глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. В этом же составе состоялось заседание руководителей Совета государств - учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА) с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Оба саммита показали, насколько сложные проблемы предстоит решать партнерам

Требуется политическое свидетельство дружбы.

Например, отношения между Таджикистаном и Кыргызстаном осложнены длительным перманентным приграничным конфликтом, остановить который стороны пока не могут. На границе республик периодически звучат перестрелки, в том числе с применением артиллерии, горят дома и гибнут люди, а проблема демаркации и делимитации совместной границы остается нерешенной. В 2022 году Таджикистан отказался подписывать пятисторонний Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве государств Центральной Азии, сославшись на внутренние процедуры согласования. На этом фоне документ не подписал и Туркменистан.

Не случайно на Консультативной встрече в Душанбе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил максимально активизировать работу над этим договором. Он отметил, что сегодня мир находится в крайне сложной ситуации, и каждая из центральноазиатских стран испытывает немалые трудности в связи с международной обстановкой. «По мере обострения геополитической напряженности нам как никогда важно объединить усилия для обеспечения стабильности, безопасности и устойчивого прогресса в регионе», - подчеркнул лидер Казахстана. Сегодня, по его словам, первоочередной задачей является обеспечение скорейшего вступления в силу договора о дружбе между ближайшими соседями. «Это станет наглядным политическим свидетельством зрелости наших государств, готовности самостоятельно определять судьбу нашего региона». 

Точками соприкосновения могут быть инфраструктурные проекты. Например, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон сообщил, что его страна планирует стать «удобной транзитной зоной». «Странам Центральной Азии надо стремиться к реализации крупных транспортно-инфраструктурных проектов», - заявил он.

Показательно в этой связи выступление приглашенного на встречу в качестве почетного гостя главы Азербайджана Ильхама Алиева. «Азербайджан для стран Центральной Азии является надежной транзитной страной на пути к рынкам Турции и Европы, - сказал он на саммите, отметив также важность транзита в обратном направлении: - Наши братья в Центральной Азии знают, что вся транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана открыта для них». 

А Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил создать экономический совет государств Центральной Азии, подчеркнув, что это актуально для расширения практического взаимодействия по всему спектру сотрудничества между странами региона.

Когда плох прогноз, его посрамят только дела

Кроме территориально-политических разногласий безопасности Центральной Азии угрожают глобальные климатические изменения, наступивший период маловодья и нехватка поливной воды. Эту тему Касым-Жомарт Токаев поднял в своем выступлении на заседании Совета глав государств - учредителей МФСА. 

Температура в Центральной Азии растет быстрее, чем в среднем на планете, напомнил Президент Казахстана. Это приводит к сокращению площади ледников - главного источника воды в бассейне Аральского моря. Объем ледников в регионе за последние 50 лет сократился на 30 процентов. К 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3 процента от ВВП региона в год, что приведет к появлению около 5 миллионов внутренних «климатических» мигрантов, привел неутешительный прогноз аналитиков Касым-Жомарт Токаев.

«Мы также сталкиваемся с проблемами неэффективного использования воды и игнорирования экологических последствий, - отметил Президент Казахстана. - Крайне высока степень зарегулированности стока двух основных рек нашего региона - Сырдарьи и Амударьи. В их бассейнах построено более 80 водохранилищ, суммарный объем которых достигает почти 65 кубических километров. Таким образом, ожидается увеличение антропогенной нагрузки, продолжение экстенсивного природопользования, обострение различных социально-экологических проблем. Все это создает серьезные риски региональной безопасности. Считаю, что наши государства при формировании водной политики должны исходить из того, что вода - ограниченный природный ресурс, от которого напрямую зависит благополучие и устойчивое развитие всего региона».

В связи с этим Касым-Жомарт Токаев призвал к оперативному совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. «Следует расширить полномочия и ответственность правления и исполкома фонда, - отметил глава Казахстана. - Предлагается также преобразовать Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК, входит в МФСА. - Прим. авт.) в Межгосударственную водно-энергетическую комиссию». 

Еще одна важная задача - создание устойчивого регионального механизма сотрудничества для эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии с учетом интересов всех стран региона в сферах ирригации, гидроэнергетики и экологии. «По нашему мнению, таким механизмом мог бы стать Международный водно-энергетический консорциум», - считает Касым-Жомарт Токаев. Он также предложил разработать план по внедрению единой автоматизированной системы учета, мониторинга, управления и распределения водных ресурсов в бассейне Аральского моря. 

«Еще одна важная инициатива - создание проектного офиса стран Центральной Азии по климатическим вопросам, - предложил Президент Казахстана. - Данный шаг позволит приступить к разработке действенных мер по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Мы положительно оцениваем участие Бишкека в деятельности рабочей группы по совершенствованию фонда. Надеемся на возобновление Кыргызской Республикой полноценного членства в МФСА. В будущем будем рады председательству братского Кыргызстана в фонде». 

Следующую встречу на высшем уровне МФСА Касым-Жомарт Токаев предложил провести в Казахстане в 2026 году, совместив ее с инициированным республикой Региональным климатическим саммитом под эгидой ООН.

1695348306_kz3-7283-3_mediumthumb.jpg

Откуда деньги на объект, заметный из Вселенной 

На заседании Совета МФСА была также затронута проблема, которая пока не касается непосредственно Казахстана, но наверняка затронет республику, если не предпринять скоординированных с соседями упреждающих шагов. Речь о том, что до недавнего времени в стороне от центральноазиатских споров о воде оставался Афганистан, где из-за многолетних вооруженных столкновений не было общепризнанной власти и правительства, которое бы озаботилось вопросами водопользования. По этим же причинам Афганистан не входит в МФСА и его МКВК, вообще не имеет правовых механизмов урегулирования водных вопросов с северными соседями. 

Но с марта 2022 года Афганистан начал прокладку водной артерии под названием Куш-Тепа от берущей начало на памирских ледниках и самой многоводной в Центральной Азии реки Амударьи. Проектная протяженность канала - 285 километров, ширина - 100 метров, глубина - более восьми метров. Канал задуман для орошения земель в северных провинциях страны - Балх, Джаузджан и Фарьяб. Ожидается, что он обеспечит работой четверть миллиона афганцев.

Полностью закончить прокладку канала планируют в 2028 году. На его строительстве трудятся 6,5 тысячи рабочих в две-три смены. По состоянию на июнь текущего года прорытый участок составлял примерно 100 километров. Куш-Тепа уже отчетливо виден на снимках из космоса. В марте 2023 года на строительстве канала побывал вице-премьер Афганистана, представитель движения «Талибан» мулла Абдулгани Барадар, который заявил, что Кабул достроит объект во что бы то ни стало. 

Ниже планируемого куштепского отбора амударьинской воды по течению реки расположены Туркменистан и Узбекистан, которым живительной влаги и так остро не хватает. А канал строится в расчете на получение из Амударьи 10 кубокилометров воды в год. При этом в маловодные годы общий объем стока реки составляет 40 кубокилометров, и в такие периоды Амударья после ввода канала в эксплуатацию будет мелеть на четверть, что грозит крайне негативными последствиями для Туркменистана и Узбекистана. Неудивительно, что узбекистанские СМИ называют Куш-Тепа угрозой национальной безопасности страны и «убийцей Амударьи».

Между тем стоимость канала - более 680 миллионов долларов, появление которых в одной из беднейших стран мира туманно вплоть до конспирологических версий. В том числе о том, что эти деньги от щедрот Агентства США по международному развитию (USAID) с целью рассорить государства Центральной Азии. Так или иначе, но в планы Афганистана входит и строительство Дашт-и-Джунского гидроузла, который сможет аккумулировать большую часть летнего стока пограничного Пянджа, одной из двух рек, дающих начало Амударье. В совокупности Куш-Тепа и Дашт-и-Джун повлекут резкое сокращение поливной воды на территориях Туркменистана и Узбекистана, а также притока в Арал со всеми вытекающими последствиями.

В марте 2023 года Афганистан посетила делегация Узбекистана во главе со специальным представителем Президента Шавката Мирзиеева по вопросам внешней политики Абдулазизом Камиловым. В Кабуле делегация провела ряд встреч с руководством «Талибана». По итогам этого визита МИД Узбекистана, не вдаваясь в подробности, ограничился кратким заявлением о том, что особое внимание было уделено вопросам сотрудничества в сфере водно-энергетического хозяйства. 

На заседании Совета глав государств - учредителей МФСА 15 сентября в Душанбе впервые публично обозначил свою позицию по этой проблеме Шавкат Мирзиеев: «Хочу также поделиться своим видением относительно строительства канала Куш-Тепа. По сути, в нашем регионе появился новый участник процесса водопользования, не связанный с нашими странами какими-либо обязательствами. Афганская сторона ведет активное строительство канала. Его ввод может кардинально изменить водный режим и баланс в Центральной Азии. Считаем необходимым сформировать совместную рабочую группу для изучения всех аспектов, связанных со строительством канала Куш-Тепа и его влиянием на водный режим Амударьи, с привлечением научно-исследовательских институтов наших стран. Предлагаем рассмотреть вопрос вовлечения представителей Афганистана в региональный диалог по совместному использованию водных ресурсов».

Источник фото Akorda.kz

Читайте в свежем номере: