На днях Мажилис одобрил в первом чтении поправки по вопросам приведения некоторых законодательных актов в соответствие с Конституцией. Нормы законопроекта охватывают законодательство в сфере государственной службы.
Время “подумать”
Конституционный суд признал Закон “О государственной службе” не соответствующим Конституции в части установления бессрочного запрета на поступление на госслужбу граждан, уволенных за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих госслужбу. Такое решение принято в связи с отсутствием соразмерности правовых ограничений, вытекающих из мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения против интересов госслужбы и госуправления.
В этой связи законопроект предлагает установить следующие сроки ограничения для уволенных с государственной службы:
один год — лицам, уволенным за несоблюдение ограничений, установленных законами Казахстана, или служебной этики;
два года — лицам, уволенным за дисциплинарные проступки;
три года — лицам, совершившим административные коррупционные правонарушения или уголовные проступки;
пять лет — лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.
Сделал дело — суди смело
Бессрочное ограничение сохраняется для лиц, совершивших коррупционные, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также для лиц, совершивших преступления в составе преступной группы.
При этом Конституционный суд считает, что судья, прекративший полномочия по такому отрицательному мотиву, как несоответствие занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, может реализовать конституционное право на свободу труда в иных сферах, в том числе на госслужбе.
В этой связи законопроект предлагает возможность судьям, прекратившим полномочия по указанному основанию, поступить на государственную службу сразу же после прекращения полномочий, без каких-либо временных ограничений.
Недавно Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении на должности и освобождении от должностей председателей и судей судов Казахстана. В частности, от должностей были освобождены 23 судьи в разных регионах страны. В их числе — скандально известный судья Сарыагашского районного суда Нурказы Шетенов, который вынес мягкий приговор убийце пятилетней девочки в Туркестанской области. Как скоро отстраненные от службы лица снова вернутся в государственные структуры — неизвестно, но возможно, в обозримом будущем мы станем свидетелями их “триумфального” возвращения...
Кто будет работать?
Рассматривая принятие текущего закона, депутат Унзила Шапак напомнила, что за последние пять лет из судебной системы по отрицательным мотивам уволили 40 судей. Это судьи, совершившие противоречащие судебной этике поступки либо грубо нарушившие законность при отправлении правосудия. В проекте предусмотрена возможность принятия на госслужбу бывших судей, уволенных по отрицательным мотивам. При этом по действующему законодательству уволенные судьи не могут поступить на такие виды госслужбы, как правоохранительная, воинская служба и служба в спецгосорганах. Исходя из этого депутат задала вопрос заместителю Генерального прокурора Асету Чиндалиеву: “Считает ли он возможным разрешить таким судьям поступать на службу в правоохранительные органы через какое-то время либо сразу или же надо сохранить пожизненный запрет, как в действующих законах?”.
Замгенпрокурора ответил: “Если судья принимал неверные решения, есть сомнения, как он будет работать в правоохранительных органах? Поэтому мы считаем, что пожизненный запрет должен оставаться в силе”, — сказал Чиндалиев.
Проступки госслужащих бывают разными. Если госслужащий выпил лишнего — это одно. А если взял “лишнее” — это совсем другое. Депутат Айдос Сарым напомнил, что в прошлом году был принят закон, предусматривающий введение контроля за расходами и доходами госслужащих и приравненных к ним лиц. Согласно ему, с 2027 года в случае превышения расходов над доходами будет налагаться административный штраф. Более того, эти лица подлежат увольнению с госслужбы. Этим же законом было установлено ограничение на их поступление на госслужбу сроком до трех лет. В рассматриваемом законопроекте предложено сократить этот срок до двух лет. Депутат просил пояснить, зачем сокращать срок возвращения нечистого на руку государственного служащего на госслужбу. Уж не потому ли, что тех, чьи расходы превышают доходы, — большинство, и мы можем прийти к тому, что работать на госслужбе попросту будет некому?
Глава Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай заверил, что депутатам нет повода тревожиться. Будет принята концепция по борьбе с коррупцией, и она, мол, решит все коррупционные проблемы в стране...
“Поруганная” честь
Между тем простых обывателей беспокоит вопрос, не приведут ли эти нормы к тому, что госслужащие перестанут беречь, что называется, свою честь, раз уж у них будет возможность вернуться на госслужбу и продолжать привычным образом “работать на благо страны”.
Депутат Снежанна Имашева так прокомментировала эти опасения. По ее мнению, напротив, поправки будут способствовать четкому разграничению ограничений конституционного права гражданина на свободу труда именно в сфере государственной службы с учетом степени тяжести совершаемых неправомерных действий, которые могут негативно отражаться на качестве государственного управления.
“В нормативном постановлении No 4 Конституционный суд прямо отметил, что с учетом особого правового статуса государственных служащих, специфики стоящих перед ними задач государство вправе определять для граждан правила поступления на государственную службу и ее прохождения, которые могут быть связаны с необходимостью обеспечения эффективной деятельности государственного аппарата, доверия народа как единственного источника государственной власти и недопущения злоупотребления предоставленными полномочиями”, — развеяла сомнения Снежанна Имашева.