В Казахстане новый Премьер-министр и новое Правительство. Ну, почти. Потому что смену глав всего четырех ведомств вряд ли можно назвать обновлением. Тем не менее перемен, оказывается, ждали давно. Во всяком случае, для политологов отставка Кабмина Алихана Смаилова не стала неожиданностью. А вот кандидатуру нового Премьера до последнего момента никто предугадать так и не смог.
Напомним, 5 февраля Касым-Жомарт Токаев отправил Правительство Казахстана в отставку. Обязанности Премьер-министра временно начал исполнять первый вице-премьер Роман Скляр. А уже через день, 6 февраля, новым главой Кабмина стал Олжас Бектенов, кандидатуру которого поддержали Президент и депутаты Мажилиса Парламента. И почти сразу же произошли перестановки в Правительстве — сменились главы Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства национальной экономики и Министерства чрезвычайных ситуаций. Остальные министры были переназначены. Однако любопытно, что по кандидатурам некоторых из них мнения политологов и простых казахстанцев, которыми и те и другие делились в социальных сетях, разнятся.
С точки зрения политолога Данияра Ашимбаева, «отставку Правительства ожидали давно, потому что нельзя сказать, что оно было сильно и эффективно». Но, с другой стороны, признает политолог, «оно работало в сложных условиях и с рядом возложенных на него задач справилось». Говоря о причинах, политолог отмечает, что «в целом сложная социальная обстановка, ряд непопулярных мер привели к накопившемуся как снежный ком негативу, требующему выхода».
— Смена Правительства и выступление Президента — это, по большому счету, оперативная реакция главы государства на инициативы прежнего Правительства, вызвавшие сильное отторжение в обществе и бизнесе. Резкие действия Токаева показывают, что Президент не захотел заслушивать позитивные самооценки и моментально снес фигуры, наиболее сильно критиковавшиеся в обществе или курирующие проблемные зоны, — высказался он в своем телеграм-канале. Добавив, что многое из того, что говорил Касым-Жомарт Токаев, озвучивалось им и ранее, причем не один раз и практически той же самой аудитории.
В отношении выступления главы государства на расширенном заседании Правительства, которое состоялось 7 февраля, Ашимбаев отметил, что «Президент никого не стал хвалить, хотя в целом более или менее позитивно отозвался о ситуации в сферах науки, образования и цифровизации и даже поставил задачу развития искусственного интеллекта и создания «высокопроизводительного суперкомпьютера».
— Нужно отметить, что проблемные зоны и пути их разрешения были обозначены достаточно четко. Но, как уже говорилось, не в первый раз. Министры меняются или остаются, но остается вечный вопрос: понимают ли они поставленные Президентом задачи и намерены ли их выполнять так, как он требует? Токаев потребовал: «Правительство и акимы должны кардинально обновить подходы к своей работе, требуются свежие идеи и системное долгосрочное видение развития экономики, предстоит существенно повысить эффективность и слаженность работы государственного аппарата». Также он поручил прекратить формализм, бюрократическую волокиту и констатировал, что необходимы кардинальные реформы в каждой сфере экономики, — подчеркнул Данияр Ашимбаев.
При этом, согласно мнению директора института евразийской интеграции Уразгали Сельтеева, «по всей видимости, для министров и акимов обозначен срок демонстрации реальных результатов до 1 июля».
— Далее оргвыводы, могут последовать соответствующие кадровые решения. Жесткие и четкие дедлайны — уже первый шаг к перенастройке госаппарата. Понятно, что теперь какую-то тактику действий представит сам Президент. И, соответственно, поставленные им задачи лягут на плечи нового Правительства, которое обновится, скорее всего, на 30-40 процентов, — предположил накануне переназначения Кабмина эксперт.
В то время как политолог Марат Шибутов, напротив, не считал, что «состав Правительства будет сильно меняться».
Как бы то ни было, Сельтеев в своих рассуждениях также указал на такую проблему, как то, что «в аппарате, в финансовоэкономическом блоке, нет ни полноценных теоретиков-стратегов, у которых должно быть видение формирования новой экономической модели, ни опытных практиков, кто мог бы это реализовать». И в какой-то мере его слова перекликаются с высказываниями Ашимбаева.
— Глава государства, кстати, уже давно перестал констатировать проблемы, неоднократно ругал государственных экономистов за дефицит идей и чрезмерную пафосность в проектировании реформ, а в итоге сам стал заниматься вопросами экономической политики. Президент дал Правительству много полномочий и освободил его от «мелочной опеки АП», но тут же напомнил, что контролирует все лично. Судя по всему, Касым-Жомарт Токаев хочет, чтобы государство и экономика были эффективными, причем достаточно серьезно. Уговаривать ему, кажется, надоело, и система стала продвигать либерализацию в экономике и ужесточение дисциплины в управление ею. Не зря же за последнее время один генерал стал акимом, другой — Премьером. Особо подчеркну тезис Токаева о том, что «необходимо запустить действенную систему мониторинга реализации проектов». Это вопрос очень старый и проблемный. Так, госорганов, ответственных за привлечение инвестиций, в стране создавалось очень много, а вот структур и систем, которые бы мониторили эти самые проекты, почему-то никто создавать не хотел, — посетовал политолог.
А значит, по мнению финансового эксперта Расула Рысмамбетова, «наследие экономики будет разгребать еще не один Премьер-министр».
— Накопленные проблемы в экономике, несмотря на рост ВВП, внешней торговли и других благоприятных макроэкономических показателей, потребуют еще нескольких лет последовательной работы.
Наследие экономики в ручном режиме будет разгребать не один и даже не два премьера, чтобы выйти на траекторию устойчивого экономического роста, — подтвердил Рысмамбетов.
Кстати, что касается Премьер-министра, то депутат Никита Шаталов провел некую параллель, которой поделился в своих социальных сетях.
— Исторически так сложилось, что на протяжении долгого времени на место премьера у нас приходили первые заместители предшественников... На каком-то этапе это позволяло сохранять преемственность, но в последние годы стало, скорее, отягощением. Экс-заместители тянули за собой все ошибки предшественников, потому что на них лежал тот же груз ответственности, они не могли публично о них говорить или начинать исправлять. Президент, говоря об отставке Смаилова, сказал об этом прямо — общество ждет перемен. Сильных провалов не было, но и обеспечить устойчивую динамику также не получилось. Новому Премьеру одной рукой нужно наводить порядок, другой — создавать правовые и инфраструктурные условия для развития промышленности, предпринимательства в целом. К слову, для всех кандидатура Олжаса Бектенова на пост руководителя Кабмина была неожиданной, но в ней есть глубинная логика, которая как раз и касается проведения реформ в экономике, — отметил мажилисмен.
О чем, кстати, заявил и глава государства в ходе расширенного заседания Правительства, подчеркнув, что «прежде всего необходимо придать новый импульс социально-экономической политике».
— Следует пересмотреть приоритеты развития, принципы поддержки и задачи, стоящие перед отраслями экономики. В конечном счете, государство в своей политике должно решительно перейти от бесконечных мер поддержки к содействию действительно качественному развитию. Пришло время, чтобы заниматься этим не на словах, а на деле, — заключил Касым-Жомарт Токаев.