На IV Национальном курултае в Бурабае Касым-Жомарт Токаев сообщил о создании Агентства по ядерной энергетике РК. Его председателем Президент назначил Алмасадама Саткалиева, бывшего министра энергетики. А Минэнерго возглавил не новый человек в ведомстве Ерлан Аккенженов.
С учетом дальней перспективы
«Надо понимать, что мировой переход на новый технологический уклад, основанный на цифровизации и искусственном интеллекте, — это энергозатратный процесс, — сказал на курултае Президент. — В таких реалиях энергодефицит в регионе и мире будет неуклонно расти. Поэтому Казахстан должен не только достичь полного самообеспечения электроэнергией, но и стать крупным экспортером на мировом энергетическом рынке. Это веление времени. Одобрив на референдуме решение о строительстве первой атомной электростанции, граждане дали старт решению этой стратегической задачи. Это означает, что мы должны подойти к развитию энергетики вдумчиво, комплексно, с учетом дальней перспективы».
Токаев подчеркнул, что для Казахстана стратегически важно создать новую энергоотрасль, которая обеспечит базу динамичного экономического развития на десятилетия вперед. «Именно поэтому считаю необходимым возвести не одну, а три атомные электростанции и в конечном счете сформировать полноценный ядерный кластер, — отметил глава государства. — С учетом исключительной важности данной задачи мною принято решение создать Агентство по ядерной энергетике при Президенте. Нам предстоит в полной мере реализовать свои возможности в газовой и угольной генерации, а также потенциал возобновляемых источников энергии».
Принципиально важный момент в президентском решении — непосредственное подчинение и подотчетность нового органа главе государства. При этом агентству переданы функции и полномочия Минэнерго в добыче урана, использовании атомной энергии, обеспечении радиационной защиты, а также создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности. Иначе говоря, права и ответственность в окончательных решениях и конечных результатах в ядерной энергетике Президент взял лично на себя.
Первый шаг к единству
Одним из первых откликнулся на новость о создании нового агентства председатель Ассоциации развития атомной индустрии РК Алдияр Токтаров. По его мнению, это решение более чем своевременно и открывает перед республикой новые перспективы. «Великие дела начинаются с амбициозных решений, и я считаю, что создание такого агентства — единственно верный путь для эффективного и безопасного развития ядерной энергетики, — написал Токтаров на своей странице в Facebook. — Подобные структуры давно существуют в других странах и успешно выполняют свои задачи. Казахстан — страна с огромным урановым потенциалом, который может и должен быть направлен на усиление наших позиций в атомной энергетике».
Глава ассоциации отмечает, что технологическое преимущество — это не случайность, а результат осознанного выбора. И чтобы достичь такого превосходства, надо сделать упор на те сферы, где у Казахстана есть реальный потенциал. По мнению Токтарова, перед агентством стоит несколько основных целей.
Первая из них — достижение единой государственной политики и координация участников отрасли, поскольку сейчас вопросы ядерной энергетики решают разные ведомства. Создание агентства — первый шаг к единообразию. Второе — обеспечение ядерной безопасности и контроля. Развитие атомной энергетики невозможно без современной системы регулирования, чтобы гарантировать надежность АЭС и свести до мизера риск. Третье — новый уровень науки и инфраструктуры отрасли. В ядерной науке республика обладает солидным заделом, а вот инфраструктура требует особого внимания и усилий. Это нужно, чтобы не просто строить АЭС, но и перенимать, развивать, внедрять передовые ядерные технологии не только в энергетике. Агентство призвано взять на себя координацию этих процессов. Четвертое — важность международного сотрудничества с ведущими ядерными странами для выстраивания своего пути развития отрасли.
Среди задач, стоящих на пути к достижению перечисленных целей, Алдияр Токтаров выделяет три направления — формирование отраслевого экспертного состава и общественного мнения, а также поиск оптимального финансирования сооружения АЭС.
По мнению главы ассоциации, отраслевой экспертный состав ядерной отрасли надо формировать ускоренными, опережающими темпами. В него, считает Токтаров, должны войти не только чиновники, но и профессионалы — ученые, инженеры, экономисты, финансисты. При этом автор комментария подчеркивает, что в состав экспертного совета должны обязательно войти высококвалифицированные переговорщики, способные грамотно отстаивать национальные интересы. Их роль особенно актуальна на текущем этапе выбора подрядчика для строительства первой отечественной АЭС, на что претендуют компании Китая, Республики Корея, России и Франции.
Вниманию переговорщиков
От внимания экспертов-переговорщиков не должен ускользнуть, например, тот факт, что Франция ввела на своей территории последний по счету атомный реактор аж в 2002 году. Дальнейшая реализация в стране ядерных проектов была сначала приостановлена из-за многолетних технических проблем на АЭС Flamanville-3 в Нормандии (в других регионах из-за проблем в охлаждении воды и оборудования отключались 12 реакторов), а затем парализована чехардой решений официального Парижа.
В 2012 году Николя Саркози взял, а его сменщик в Елисейском дворце Франсуа Олланд продолжил курс на сокращение выработки атомной энергии в пользу возобновляемых источников (ВИЭ). В этом смысле нынешний глава Пятой республики Франсуа Макрон известен непостоянством. Сначала поддерживал курс предшественников, а в 2021 году развернулся на 180 градусов и объявил о намерениях возрождения французской ядерной энергетики.
Тем временем ее изношенность (за исключением введенного в 2002 году, остальные реакторы страны работают с 1960-1980-х, сроки их плановой эксплуатации неоднократно продлевались) уже пугает соседей Франции по Евросоюзу. В 2022 году больше половины из 58 французских АЭС приходилось останавливать и ремонтировать их реакторы из-за stress corrosion (коррозия под напряжением) или микротрещин вблизи сварных швов.
По заключению французской атомостроительной компании EDF, все эти дефекты носили конструктивный характер. Ирония в том, что дефекты были обнаружены не на французских, а на американских реакторах фирмы Westinghouse, на сотрудничестве с которой обожглись французы, забросившие атомостроение у себя дома. И та же EDF хочет заполучить заказ от Казахстана, чтобы не прозябать в перманентном полупростое, занимаясь бесконечным латанием дыр на родине.
Для сравнения: Россия в сфере ядерной энергетики в шараханьях не замечена, а госкорпорация «Росатом», также претендующая на строительство казахстанской АЭС, занимает первое место в мире по объему портфеля заказов на сооружение атомных станций. В настоящее время на родине и еще в 10 странах «Росатом» строит более 40 энергоблоков. Среди них шесть блоков малой мощности, на которые возлагаются особые надежды в социально-экономическом развитии малонаселенных и труднодоступных районов.
«Росатом» также единственный в мире холдинг (в его составе более 450 предприятий), обладающий квалификацией по всей цепочке ядерной энергетики — от добычи урана до выведения из эксплуатации отработавших свое АЭС и их замены новыми станциями. В стратегии госкорпорации немаловажное место занимает развитие низкоуглеродной генерации, включая ветроэнергетику.
Соблюдая преемственность
Создание нового Агентства по ядерной энергетике с передачей ему части работы Минэнерго РК ничуть не умаляет роли последнего. Представляя Ерлана Аккенженова первым руководителем ведомства, премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул, что перед министерством поставлены задачи по реализации стратегических для отрасли и страны проектов. Среди них строительство трех ТЭЦ, Экибастузской ГРЭС-3, завершение объединения электросетей западной зоны с Единой электроэнергетической системой страны и ввод дополнительных генерирующих мощностей.
Кроме того, перед Минэнерго обозначены приоритетные направления работы для исполнения поручений Президента. В их числе расширение действующих нефтегазовых проектов, своевременный ввод в строй новых газоперерабатывающих заводов, обеспечение стабильности производства нефтепродуктов и насыщения ими внутреннего рынка.
Можно не сомневаться, что особой строкой в задачах Минэнерго под началом Ерлана Аккенженова значится отстаивание интересов Казахстана во взаимоотношениях с иностранными инвесторами на Тенгизе, Карачаганаке, Кашагане и других западноказахстанских нефтегазовых месторождениях. Этот процесс Казахстан начал с приходом к власти Касым-Жомарта Токаева, но дело сопряжено с юридическими сложностями и продвигается медленно.
В смене руководителя Минэнерго соблюдена преемственность. Уроженец Алматы 45-летний Ерлан Аккенженов имеет продолжительный опыт в нефтегазовой отрасли, в том числе в казахстанских компаниях в Болгарии и Румынии, и до назначения главой ведомства около двух лет работал вице-министром энергетики РК.