Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаВласть

Счет пошел на миллиарды

Депутаты Мажилиса Парламента РК озаботились проблемами железнодорожного пассажирского и грузового транспорта. Поводом, по словам мажилисмена Руслана Берденова, стали многочисленные вопросы к деятельности отечественной компании «Казахстан темир жолы», особенно участившиеся в последнее время.

- Во-первых, КТЖ вынесла решение о прекращении субсидирования и возврате оплаченной части для четырех компаний, перевозящих пассажиров на социально значимых маршрутах. А это значит, что более 2,5 тысячи человек могут остаться без работы и зарплаты, плюс 1,5 миллиарда тенге может составить задолженность по налогам. И все это создает социальную напряженность, - заявил депутат в своем запросе на имя Премьер-министра РК Алихана Смаилова. 

Второй вопрос, который поднял для рассмотрения Берденов, касается грузовой логистики

За 25 лет КТЖ не научилась использовать эффективные механизмы, направленные на экономическое планирование, прогнозирование, стратегию, увеличение источника доходов. Зато стала традиционной задержка утверждения плана экспорта и импорта. Я считаю, что это преднамеренно созданные коррупционные механизмы, - подчеркнул он. 

При этом депутат привел в подтверждение факты того, что, например, Союз зерноперерабатывающих предприятий планирует перевозить в сентябре 765 тонн зерна в сутки, или 2,3 миллиона тонн в месяц. Но КТЖ не может выполнить план, так как ограничила пропускную способность инфраструктуры всего в 1-1,2 миллиона тонн в месяц. Казахстан - страна, которая экспортирует более 46,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов в год, почему-то в данном случае не может увеличить зерновой экспорт. То есть КТЖ сегодня не только не может решить вопросы инфраструктуры, но и обеспечить страну пустыми вагонами-цистернами.

В-третьих, Руслан Берденов полагает, что «КТЖ ограничивает предпринимательский рынок, не разрешая строительство терминала предпринимателям, владеющим земельными участками на станции Алтынколь». 

- Причина - в отсутствии плана развития? Или в интересах таких компанийкак Cosco Container Lines Co и Shanhai Investment & Development Company Limited? Считаю, что необходимо создать равные условия для 277 железнодорожных перевозчиков Казахстана. Тем более что 42 грузовых терминала, построенных в 1960-х годах, не справляются с нагрузкой: вагоны застревают, товар задерживается, контракты расторгаются. В результате бюджет и предприниматели лишаются доходов, - посетовал мажилисмен, в то же время добавив, что, согласно информации антикоррупционной службы, за последние пять лет в КТЖ и подведомственных учреждениях было зарегистрировано 136 уголовных дел, осуждено 52 человека. Из них 70 процентов - это факты получения взятки, 13 процентов - хищения. При этом аудиторская проверка работы КТЖ в 2020 году показала, что за пять лет наблюдается лишь тенденция к убыткам, общая сумма которых составила 616,8 миллиарда тенге. 

- Так, по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в 2015 году ущерб составил 460 миллиардов тенге, в 2018-м - 86,5 миллиарда, в 2019-м – 70,3 миллиарда тенге. Счетный комитет предложил Правительству обратить внимание на убыточную деятельность КТЖ, пересмотреть стратегию развития с учетом общенациональных целей. Но результат пока отсутствует, - заключил депутат. 

Читайте в свежем номере: