Депутаты Мажилиса Парламента РК озаботились проблемами железнодорожного пассажирского и грузового транспорта. Поводом, по словам мажилисмена Руслана Берденова, стали многочисленные вопросы к деятельности отечественной компании «Казахстан темир жолы», особенно участившиеся в последнее время.
- Во-первых, КТЖ вынесла решение о прекращении субсидирования и возврате оплаченной части для четырех компаний, перевозящих пассажиров на социально значимых маршрутах. А это значит, что более 2,5 тысячи человек могут остаться без работы и зарплаты, плюс 1,5 миллиарда тенге может составить задолженность по налогам. И все это создает социальную напряженность, - заявил депутат в своем запросе на имя Премьер-министра РК Алихана Смаилова.
Второй вопрос, который поднял для рассмотрения Берденов, касается грузовой логистики.
- За 25 лет КТЖ не научилась использовать эффективные механизмы, направленные на экономическое планирование, прогнозирование, стратегию, увеличение источника доходов. Зато стала традиционной задержка утверждения плана экспорта и импорта. Я считаю, что это преднамеренно созданные коррупционные механизмы, - подчеркнул он.
При этом депутат привел в подтверждение факты того, что, например, Союз зерноперерабатывающих предприятий планирует перевозить в сентябре 765 тонн зерна в сутки, или 2,3 миллиона тонн в месяц. Но КТЖ не может выполнить план, так как ограничила пропускную способность инфраструктуры всего в 1-1,2 миллиона тонн в месяц. Казахстан - страна, которая экспортирует более 46,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов в год, почему-то в данном случае не может увеличить зерновой экспорт. То есть КТЖ сегодня не только не может решить вопросы инфраструктуры, но и обеспечить страну пустыми вагонами-цистернами.
В-третьих, Руслан Берденов полагает, что «КТЖ ограничивает предпринимательский рынок, не разрешая строительство терминала предпринимателям, владеющим земельными участками на станции Алтынколь».
- Причина - в отсутствии плана развития? Или в интересах таких компаний, как Cosco Container Lines Co и Shanhai Investment & Development Company Limited? Считаю, что необходимо создать равные условия для 277 железнодорожных перевозчиков Казахстана. Тем более что 42 грузовых терминала, построенных в 1960-х годах, не справляются с нагрузкой: вагоны застревают, товар задерживается, контракты расторгаются. В результате бюджет и предприниматели лишаются доходов, - посетовал мажилисмен, в то же время добавив, что, согласно информации антикоррупционной службы, за последние пять лет в КТЖ и подведомственных учреждениях было зарегистрировано 136 уголовных дел, осуждено 52 человека. Из них 70 процентов - это факты получения взятки, 13 процентов - хищения. При этом аудиторская проверка работы КТЖ в 2020 году показала, что за пять лет наблюдается лишь тенденция к убыткам, общая сумма которых составила 616,8 миллиарда тенге.
- Так, по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в 2015 году ущерб составил 460 миллиардов тенге, в 2018-м - 86,5 миллиарда, в 2019-м – 70,3 миллиарда тенге. Счетный комитет предложил Правительству обратить внимание на убыточную деятельность КТЖ, пересмотреть стратегию развития с учетом общенациональных целей. Но результат пока отсутствует, - заключил депутат.