Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаВласть

По следам большой воды

Паводки текущего года превысили масштабы паводков 2012 и 2017 годов, которые считались наиболее крупными за 30 лет. Однако ситуация, как отмечают эксперты, еще не достигла своего пика. Кто виноват? Правительство? Местные исполнительные органы? Стихия? 

— Касым-Жомарт Токаев вернулся из Китая и явно был в бешенстве. Несмотря на многократные напоминания со стороны и самого Президента, и его администрации, вопрос с паводковой угрозой Правительство и акиматы дружно прозевали. Дело даже не в том, что ситуация опять застала всех врасплох, а скорее, в невыполнении даже традиционного набора противопаводковых мероприятий в регионах. Вопрос, как мы помним, не так давно обсуждался в Правительстве, и Премьер обещал лично все контролировать. Судя по тем картинкам, которые уже несколько дней транслируются в новостях, угрозы и предупреждения были проигнорированы, — поделился своим мнением о сложившейся чрезвычайной ситуации политолог Данияр Ашимбаев. 

Но, кажется, это объясняется даже не столько паводковой ситуацией, сколько сложившейся в самой власти, которую должны были “предусмотреть”. Однако все получилось как всегда. И даже хуже. 

— Президент жестко высказался по поводу халатности и непрофессионализма, а также отсутствия координации между Правительством и акиматами. Строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии получили Шахаров, Аксакалов, Турегалиев, строгий выговор — Скляр, Нуржигитов, Шапкенов, Ахметжанов, Султангазиев, Байханов и Уранхаев. Премьеру поручено возглавить республиканский штаб и лично заняться этой проблемой. Сходу увольнять Токаев никого не стал во избежание паралича управления в такой момент, — добавил Ашимбаев. 

Тем более что, согласно прогнозу РГП “Казгидромет”, к постоянным и давним напоминаниям, многочисленным предупреждениям которого о предстоящей ухудшающейся обстановке, связанной с весенними паводками, как обычно, мало кто прислушивался, “ситуация будет нарастать и число регионов, охваченных паводками, будет расти”. 

— Сейчас потребуется срочно и качественно сделать много работы, которая уже опаздывает на недели. Надежды, которые возлагались на Минводхоз, оказались призрачными, но нынешняя ситуация — это прежде всего вина акиматов, проявивших полную безответственность, и Правительства, которое их не проконтролировало и не скоординировало, — сказал политолог, комментируя высказывание Президента о бездействии местных исполнительных органов. 

— Последствия и масштабы бедствия даже с учетом погодных условий могли быть меньше, если бы акиматы ежегодно исполняли все запланированные противопаводковые мероприятия. Этим акиматы, судя по всему, не занимались. Пик нынешних паводков еще не пройден, поэтому нужно максимально задействовать все силы и средства, в том числе кадровые и технические ресурсы МВД, Национальной гвардии, Вооруженных сил и КНБ. Отдельно стоит вопрос по привлечению волонтеров, граждан, которые хотят помочь, но главное — это государственные органы. Ситуация может в любой момент резко ухудшиться, — подчеркнул глава государства в ходе заседания Республиканского штаба по координации противопаводковых мероприятий и ликвидации последствий паводкового периода. 

— Думается, что после завершения горячей стадии полетят головы. В принципе, нужно ставить вопрос и о пересмотре системы принятия решений и контроля исполнения в исполнительной власти в целом. Заметим и то, что президент принес свои извинения пострадавшим. Правительство и акиматы этого не сделали, — заявил Ашимбаев. 

Между тем у Премьер-министра Олжаса Бектенова появился седьмой заместитель. Первым является Скляр, далее — Койшыбаев, Нуртлеу, Дуйсенова, Жумангарин и Байбазаров. Теперь к ним добавился Бозумбаев, который будет отвечать за “времена года”ц. Зимой — за отопительный сезон, весной — за паводки, летом — за засуху, осенью — за дефицит ГСМ. Кроме того, по мнению политологов, многие ожидали отставки Романа Скляра, но у первого вице-премьера самый большой блок, кроме того, он традиционно сопровождает Президента во всех поездках. Так что, хотя вопрос подготовки к паводкам лежал на нем, отметим, что во время командировок его толком никто не замещал. 

— Поэтому Президент здраво решил усилить Правительство тяжеловесом из своей личной гвардии. То есть Бозумбаеву поручено к тому же кураторство МЧС, где на совсем нового министра, ранее в этой системе никогда не работавшего, сходу свалилась куча работы, отметил Данияр Ашимбаев. 

— Пока мы видим продолжение курса на концентрацию полномочий и ответственности на Правительстве, который идет уже год. Прошлый Кабинет этот объем переварить не смог, а новый столкнулся с первым серьезным кризисом и дал серьезные поводы для критики. Специалисты, депутаты, СМИ проблемы неготовности к паводкам ставили давно, но реакции не последовало, — добавил он. 

Со своим коллегой согласен и политолог Уразгали Сельтеев, по мнению которого, «Канат Бозумбаев, по всей видимости, направлен в Правительство на усиление как антикризисный менеджер». 

— Это кадровый козырь главы государства. Можно сказать, что теперь в запасе нет более опытного и одновременно жесткого и требовательного руководителя, — сообщил эксперт в своем телеграм-канале. Также он рассуждает о том, что «все, кто получил метку о неполном служебном соответствии, после стабилизации положения, скорее всего, будут уволены, однако крайне важно, чтобы эти люди впоследствии не получили какие-либо должности в госаппарате после определенной паузы, как это часто у нас происходит». 

— Хотя бы таким образом надо дать сигнал всем чиновникам, которые находятся в маниакальной зависимости от власти и желания находиться в строю. Иначе подобные санкции останутся формальными. К тому же динамику роста социальной напряженности из-за управленческой деградации не стоит недооценивать — совокупный негативный эффект слишком высок, он накапливается. При этом кадровый дефицит в управленческом корпусе — это тоже миф, культивируемый самими чиновниками. В нынешней системе государственного управления на любую должность можно назначать абсолютно любого человека. Хуже не будет, но шанс хоть на какие-то улучшения и полезность всегда есть, — предположил Сельтеев. 

По его мнению, вследствие случившегося, «возможно, не сразу, но корпус акимов кардинально обновится, так как многие не оправдали ожиданий ни жителей, ни центральной власти».

При этом, уверен эксперт, первостепенной остается необходимость более глубоких и детальных политических реформ на региональном уровне. Иными словами, «кажется, не все областные элиты поняли, что правила политического долголетия значительно меняются – недостаточно просто отчитываться о проделанной работе, нужно реально контролировать ситуацию 24/7 и не допускать подобных провалов».

Однако, если раньше большинство управленцев в своей работе ориентировалось на поддержание текущего положения на вверенной территории хоть какими-то примитивными способами, то сейчас и с этой тактикой многие не справляются. Такое положение дел называют саботажем. Но это не намеренный саботаж. Это, скорее, неисполнение функциональных обязанностей вследствие очевидной управленческой деградации институтов власти в регионах. Потому что, если бы на местах полноценно и по-настоящему работали маслихаты, то, во-первых, акимы предприняли бы определенные меры заблаговременно и занимались планированием. Во-вторых, центральная власть знала бы более подробно о реальном положении в регионах. Но там, где сегодня паводковые ЧС, депутаты маслихатов самоустранились, затаились, их будто не существует. А «проспавшие» акимы в большинстве своем имитируют запоздалые «антикризисные» шаги, сопровождаемые нелепым самопиаром. 

— У нас практически все концепции развития по разным направлениям и сферам имеют декларативный характер. Они перестали быть документами с конкретными ориентирами и рамками. Профильные чиновники делают их расплывчатыми, потому что элементарно не имеют четкого видения, как развивать то или иное направление деятельности. Это к вопросу о компетенциях управленцев и системе государственного планирования, реформа которой давно подвисла, и никто не может остановить эту чехарду. И да, к сожалению, многие управленцы в госаппарате не озабочены и не понимают, что речь идет о подрыве общественного доверия к власти в целом и росте социальной напряженности, — заключил Уразгали Сельтеев. 

Более того, по словам депутата Мажилиса Парламента РК Никиты Шаталова, «отдельный вопрос еще и в том, что противопаводковые мероприятия у нас превратились в кормушку для бизнеса, так как отданы в «конкурентную среду». 

— Каждый год мы слышим, что подрядчики нас подводят на ТЭЦ, дорогах, школах. Почему мы решили, что должны отдавать безопасность на аутсорс каким-то компаниям — интересный вопрос, который мы в свое время поднимали еще в отношении ПВАСС (профессиональная объектовая аварийно-спасательная служба в области промышленной безопасности). Скорее всего, есть необходимость закрыть эту лавочку и иметь специалистов в конкретных государственных органах. Тем более что мы создали отдельное Министерство водных ресурсов, — подчеркнул мажилисмен. 

Об этом же говорит и политолог Ашимбаев: 

— В советское время в начале года регулярно создавалась республиканская комиссия по борьбе с паводками. Был накоплен огромный опыт. Можно прочитать в мемуарах Кунаева, как он в годы войны работал в такой комиссии. Работали институты, метеослужба, шла постоянная превентивная подготовка. К началу паводкового сезона были мобилизованы все необходимые ресурсы, включая военных. А сейчас — буйство «эффективных менеджеров», специалистов по корпоративному управлению и стратегическому планированию. И мы видим нарастание кризисов в энергетической и коммунальной инфраструктурах, управлении водными ресурсами, борьбе с оползнями, наводнениями, пожарами, землетрясениями. Я бы не стал все валить на коррупцию и непотизм, кадровый голод и ошибки предшественников, мировые тенденции и ретроградный Меркурий. Главная причина — безответственность, бесконтрольность и в целом бессистемность государственного управления в стране. 

Читайте в свежем номере: