Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Баланс между демократией и порядком
ПолитикаВласть

Баланс между демократией и порядком

В Астане состоялось первое заседание по парламентской реформе

Президент Казахстана выступил на первом заседании рабочей группы по парламентской реформе, подчеркнув, что «это вопрос, напрямую затрагивающий судьбу страны и нашего народа».

— Переход к однопалатному Парламенту полностью соответствует международным тенденциям. Подобную парламентскую систему приняли две трети стран мира. И сейчас необходимо выработать общие установки, разумные и взвешенные предложения. Поэтому нам предстоит самым тщательным образом изучить и детально рассмотреть все точки зрения и идеи, — подчеркнул глава государства. По его словам, «столь важный шаг должен быть принят только посредством широкого обсуждения».

— Изменения затронут около 40 статей Основного закона. После этого необходимо привести в соответствие как минимум 10 конституционных законов и более 50 кодексов и законов. Этот процесс, по сути, сравним с принятием новой Конституции, — отметил Касым-Жомарт Токаев.

реформа1.jpg

Об этом говорит и депутат Мажилиса Парламента РК Никита Шаталов, комментируя первое заседание рабочей группы по парламентской реформе.

— Глава государства, открывая его, задал основные ориентиры будущей работы, которая потребует масштабных изменений Конституции, конституционных законов и кодексов. Важно: речь не просто о роспуске Сената, а о трансформации представительной ветви власти в целом с точки зрения репрезентации интересов избирателей, законотворчества и отношений с исполнительной властью. Президент подчеркивает эволюционный подход реформы, и вектор на многопартийность, цифровизацию, большую скорость и мобильность принятия решений в Парламенте сохраняется. Отдельно он остановился на цифровизации и внедрении ИИ в законотворчество. E-Parlament должен быть не просто технологическим решением, а новым форматом законотворчества и коммуникации с гражданами, что потребует пересмотра привычных подходов и процедур. При этом перехода к парламентской республике не предполагается. Формула «Сильный президент — влиятельный Парламент — подотчетное Правительство» остается в силе. Несколько раз Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что дизайн политической системы должен соответствовать нашей социокультурной специфике — без слепого копирования международного опыта, но с опорой на сложившиеся практики. Похожие модели с однопалатным Парламентом и президентской формой правления действуют в Южной Корее и Турции — там можно внимательно посмотреть, что работает, а что нет. Впереди длинный путь: определение приоритетов, выработка предложений и их внесение в рабочую группу. Погрешности недопустимы — любые новации потребуют взвешенного подхода и анализа всех последствий. Такие реформы делаются один раз и надолго: из них вырастают политическая предсказуемость, экономический рост и доверие граждан к системе принятия решений — пожалуй, самое важное в итоге, — считает мажилисмен.

По мнению же аналитика Эдуарда Полетаева, «на волнующие вопросы люди ищут ответы далеко за пределами парламентского и партийного поля. Они обращаются к интернету, к социальным сетям, где и происходит актуализация тех или иных проблем. Однако, по идее, реальными выразителями общественных настроений должны быть партии и Парламент».

— Благодаря цифровизации общества, новым средствам общения темпы развития гражданского общества немного опережают традиционную политическую систему. Процесс парламентизации, начавшийся с выступления Президента в сентябрьском Послании и предложений по переходу к однопалатному Парламенту, продолжится достаточно долго. Этот процесс будет зависеть от множества факторов: процедурных моментов, различных инновационных предложений и в целом от хода реформ, — подчеркивает эксперт.

реформа2.jpg

Политолог Данияр Ашимбаев делает упор на сообщение Токаева о том, что предстоит исправить четыре десятка статей Основного закона, что, по его словам, сопоставимо с принятием новой Конституции.

— Отметим, что глава государства аналогичным образом характеризовал конституционную реформу 2022 года. Не может не радовать в этой ситуации то, что Касым-Жомарт Токаев призвал к взвешенности и продуманности, а также попросил не проявлять поспешности и не забывать о нормах предыдущей реформы.

В самом деле, существующая система содержала важную систему представительства и баланса, который нельзя выбрасывать по принципу «реформы ради реформ». Сенат, как известно, обеспечивал представительство регионов и Ассамблеи народа Казахстана. В однопалатном Парламенте эти вопросы должны быть учтены наряду с гендерными и молодежными квотами, введенными в 2022 году. Важен вопрос здравого соотношения законотворческого процесса и контроля над бюджетными потоками. Всех, безусловно, интересует и новый режим цепочки преемственности власти. Есть вопросы по поводу парламентского контроля над растущим числом силовых структур и экономических регуляторов. Некоторые особо ретивые сограждане, выступающие в поддержку некоторых тезисов, уже забыли, что поддерживали те прежние тезисы, которые сейчас идут на утрату. Важно обеспечить баланс между «демократией и порядком», минимизировать риски бюрократизации и популизма.

В общем, нельзя не согласиться с Президентом в том, что необходимо выработать общие установки, разумные и взвешенные предложения. Предстоит самым тщательным образом изучить и детально рассмотреть все точки зрения и идеи. Хотелось бы, чтобы будущий однопалатный Парламент не стал аналогом Съезда народных депутатов... — заключил Ашимбаев.

Читайте в свежем номере: