В прошедшем ноябре Касым-Жомарт Токаев ввел наказания за неисполнение поручений главы государства, для чего внес дополнения в указ «О некоторых вопросах прохождения государственной службы» образца 2015 года.
Вызывают удивление два обстоятельства. Во-первых, непосвященному кажется немыслимым, чтобы задания первого лица государства не выполняли его подчиненные. Во-вторых, если это все же «мыслимо», то почему введенной Касым-Жомартом Токаевым нормы до сих пор, целых девять лет, не было в названном документе? Конечно, это вопрос главным образом к Нурсултану Назарбаеву, издавшему указ. Неужели у него этой проблемы не было? Была. Хорошо помнится, как он неоднократно отчитывал госчиновников за неисполнительность.
Но все ли упирается в «нехорошие» персоналии государственных начальников разного уровня? На своей странице в «Фейсбуке» наблюдениями на этот счет поделился бывший советник главы государства Олжас Худайбергенов, разложивший по полочкам практику выполнения лишь краткосрочных поручений первого лица. Вот изложение видения Худайбергенова.
Представим, что происходит некое непредвиденное негативное событие — крупная авария, стихийное бедствие, всплеск социального недовольства и так далее. Естественно, президент реагирует и дает краткосрочные поручения для ликвидации последствий и стабилизации ситуации.
Тут же в исполнительной власти начинается так называемое внутреннее обсуждение путей выполнения поручений. Например, если связанные с поручением вопросы раньше никем не контролировались, то эту функцию добавляют какому-нибудь госоргану, чаще его комитету или другому подразделению. Его руководитель инициирует записку главе государства с раскладом необходимых расходов, привлечения материальных ресурсов и специалистов для выполнения поручения. Эти предложения президент, как правило, одобряет через один-три месяца — столько уходит на всевозможные уточнения и корректировки.
Но вот записка с положительной резолюцией главы государства возвращается к ответственному комитету, решение принято, и кажется, что выполнение поручения стартовало. Но не тут-то было. Представитель автора записки-заявки идет в Минфин — выделяйте деньги. И на уровне министра финансов, его замов, руководителей департаментов и отделов ведомства как бы все все понимают. Но конкретную-то работу выполняют их подчиненные, в том числе рядовые сотрудники.
Их хлебом не корми, как они любят под флагом экономии государственных денег требовать обоснования запрошенных бюджетных средств — одобрения президента им недостаточно. Причем зачастую ведут себя так, будто разбираются в функционале ведомства, ответственного за реализацию поручения главы государства. Представителю этого ведомства приходится обращаться к руководству отдела, департамента, вице-министрам, а то и к главе Минфина. Кто-то из них урезонивает подчиненного-исполнителя, и в итоге объем заявки чаще возвращается к исходным параметрам, одобренным главой государства.
Ведомство, ответственное за выполнение поручения президента, обретает на это лишь финансирование в лучшем случае через шесть-восемь месяцев. А ведь надо еще произвести госзакупки, найти подрядчиков, привлечь специалистов и только после этого приступить к выполнению поручения на месте.
В итоге, по подсчетам Худайбергенова, реализация даже краткосрочных заданий главы государства занимает от года до 2,5. И это при том, если не обнаружится, что для выполнения поручения президента требуется изменение закона (законов), подзаконных актов, отраслевых правил. Если обнаружится, то сроки растягиваются на неопределенное время или задание первого лица вообще зависает. Повторим, что такой бывает судьба оперативных поручений, а выполнение средне- и долгосрочных намного сложнее и дольше.
Автор задается вопросом, возможно ли ускорение. Для этого, по мнению Олжаса, заявка на бюджетные средства должна сразу поступать курирующему выполнение поручения президента министру. Он сам утверждает ее, исходя из задания главы государства, и передает Минфину. А тот не требует обоснований и согласований, не утверждает заявку, а исполняет ее.
Худайбергенов признает, что описанная упрощенная схема — идеал, и предлагает второй вариант. Одобренная президентом записка поступает в Минфин. Его специалист запрашивает от курирующего выполнение поручения главы государства ведомства (автора записки) бюджетную заявку, которая обычно готова уже на момент отправки предложений на имя президента. Во втором варианте, по словам автора, ответственное за выполнение поручения главы государства ведомство получит финансирование и начнет конкретную работу через неделю.
Иначе говоря, дело в решающей мере не в персоналиях, а в бюрократической системе, по-прежнему громоздкой, неповоротливой, инерционной.
У принятого Касым-Жомартом Токаевым решения о наказании политических госслужащих за неисполнение и ненадлежащее выполнение поручений главы государства есть аспект, затрагивающий самого президента. Он автоматически поднял планку ответственности и для себя. Речь о реальности и обоснованности заданий главы государства.
Скажем, рост ВВП за 2023 год прогнозировался в пределах 4,5 — 4,9, а фактически составил 5,3 процента. Но и этого мало, считает президент. Он поставил задачу достижения ежегодного прироста ВВП минимум на шесть процентов. В чем применительно к 2024 году сомневается большинство негосударственных отечественных аналитиков и зарубежных наблюдателей. Кто окажется ближе к реалиям, ждать осталось недолго.
«Чтобы в долгосрочной или среднесрочной перспективе экономика развивалась и наблюдался рост уровня жизни населения, нужны реформы структурные, масштабные, — отмечал в интервью сайту BaigeNews.kz политолог Эдуард Полетаев. — Одной из таких реформ является модернизация системы государственного управления. Это одно из условий диверсификации экономической деятельности. Потому что, если бюрократическая система централизована чрезмерно, если прозрачности мало, если коррупция подрывает усилия реформаторские и отрицательно сказывается на доверии инвесторов и самих граждан Казахстана, то возможны большие проблемы».
Их решение, по мнению Полетаева, во многом связано с личностью премьер-министра Олжаса Бектенова, который, как известно, юрист по образованию, выходец из силовых структур, генерал-лейтенант. Он работал в Агентстве по борьбе с коррупцией. Поэтому остро нужно повысить эффективность реформ госструктур, упростить процедуры централизованного приема решений, передать больше полномочий правительству и региональным властям. При этом политолог напоминает о Национальном совете общественного доверия и экспертных советах, члены которых предлагают те или иные решения для развития экономики, общества, государства.
Фото Талгата Галимова