Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаСодружество

Зерно конкуренции

В Правительстве Казахстана на днях приняли решение продлить еще на полгода запрет на ввоз импортной пшеницы автомобильным транспортом из приграничных областей РФ. Ряд российских СМИ поспешили упрекнуть за такой шаг казахстанские власти. Мол, это сделано в такой момент, когда Россия испытывает проблемы с отправкой экспортного зерна из черноморских портов на фоне эскалации конфликта с Украиной

О том, что именно происходит на внутреннем зерновом рынке и как выход России из зерновой сделки может отразиться на казахстанских сельхозпроизводителях в интервью «НП» рассказал эксперт — официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

— Евгений Александрович, какова общая картина на мировом рынке зерна и как она отражается на нашем, внутреннем, рынке?

— Для начала напомню, что Казахстан вместе с Россией и Украиной входил и входит в тройку крупнейших производителей зерна на просторах бывшего СССР, а впоследствии — и СНГ. У каждого из этой тройки до начала Специальной военной операции были свои инфраструктура, налаженная логистика и рынки сбыта. Однако военный конфликт между Украиной и Россией отразился на этой налаженной схеме: инфраструктура страдает, ломается логистика. В итоге страдают производители зерна, поставщики, транспортные компании и, наконец, потребители.

Если смотреть, как все это отражается на Казахстане, то на фоне нынешней геополитической ситуации наши зерновики теряют свои позиции на рынке соседних с нами республик Центральной Азии. Причина в том, что российские экспортеры зерна ищут себе новых покупателей после выхода РФ из зерновой сделки.

Поясню почему. В связи с эскалацией конфликта с Украиной Россия столкнулась в последнее время с серьезными трудностями при отправке своего зерна на экспорт через порты на Черном море. Если противостояние между двумя странами будет нарастать, то РФ будет искать и уже ищет любые пути для продажи своего зерна. Рынок Центральной Азии наиболее привлекателен для российских компаний не только из-за своей близости, но и из-за отсутствия рисков, связанных с войной. Поток большого объема да к тому же дешевого по цене российского зерна на центральноазиатский рынок может разорить казахстанских фермеров.

— РФ и раньше присутствовала в Центральной Азии. И всем хватало места и покупателей?

— Россия более 70 процентов своего зерна отправляла на экспорт через свои же черноморские порты. Только в прошлом году РФ отгрузила на экспорт около 60 миллионов тонн зерновых, из которых пшеницы — 49 миллионов тонн.

Семьдесят процентов экспорта — это значительный объем. Переориентировать такой большой поток зерна через порты на Балтике или Дальнем Востоке невозможно. И сегодня все чаще и чаще мы слышим заявления от российских зерновиков, что их традиционные рынки сбыта — это страны Центральной Азии Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан, где раньше все же основную долю составляли казахстанская пшеница и мука. Российские компании сегодня будут искать любую возможность, чтобы на традиционных рынках казахстанского зерна появились зерно и мука из РФ. Для этой цели еще месяц назад Президент России подписал указ, наделяющий Правительство РФ правом уменьшать экспортные таможенные пошлины или даже отменять их «для дружественных стран и активизации российской торговли».

— Можете уточнить потребность в зерне в республиках Центральной Азии? Куда еще Казахстан экспортирует свое зерно?

— По данным Всемирного банка, население пяти стран Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан) на конец 2021 года составляло более 116 миллионов человек. Если брать норму потребления пшеницы из расчета рациональной — 130 килограммов на человека в год, будет уже 15 миллионов тонн. А у них в свете того, что хлеб является наиболее дешевым источником питания плюс традиции национальной кухни, потребление выше. Думаю, на уровне 150 килограммов на человека в год. А это уже 17,4 миллиона тонн будет. Но тут нужно учитывать и их собственное среднегодовое производство пшеницы: Афганистан — 4 миллиона тонн, Узбекистан — 6,5, Туркменистан — 1,5, Таджикистан — 0,8, Кыргызстан — 0,6. Итого — 13,4 миллиона тонн.

В среднем Казахстан производит в год около 14–15 миллионов тонн пшеницы, из которых на экспорт уходит около девяти миллионов тонн. Кроме Центральной Азии, наше зерно покупают Азербайджан, Иран, Китай, Турция, Афганистан и страны ЕС.

1692331652_karabanov-e-a.jpg

Официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов

— Что касается Афганистана, то, судя по договоренностями на прошедшем недавно в Астане казахстанско-афганском бизнес-форуме, интерес к казахстанскому зерну немалый… Проблем со сбытом быть явно не должно.

— Есть понимание емкости рынка и платежеспособного спроса. Так, в Афганистане платежеспособный спрос — это 500 — 600 тысяч тонн зерна и один миллион 200 тысяч тонн муки в год. Это тот объем, который эта страна может оплатить. 

— Экспортный потенциал России — 60 миллионов тонн, потенциал Казахстана — 9 — 9,5 миллиона. Разве мы конкуренты?

— В нынешней ситуации на рынке Центральной Азии — да. Сегодня серьезным фактором для вытеснения казахстанского зерна российским на центральноазиатском рынке является падение стоимости рубля по отношению ко всем валютам, в том числе и к национальной валюте Казахстана тенге. Российская пшеница становится все более дешевой, а это, как я уже говорил выше, катастрофа для фермеров Казахстана. Сегодня цена казахстанского зерна близка к себестоимости, а если будет еще ниже, то это означает, что наши товаропроизводители будут торговать себе в убыток. Это в результате может привести их к банкротству.

— Какова цена казахстанского зерна сейчас и насколько она уступает другим странам?

— Сегодня мировая цена тонны европейской пшеницы составляет 255 долларов США за тонну, американской — 247, российского зерна в портах и уже погруженного на судно (FOB) — 245.

В то же время стоимость тонны казахстанской пшеницы на южной границе с Узбекистаном (DAP) — 235 долларов США, а цена на внутреннем рынке Казахстана — менее 200. Но российское зерно дешевеет день ото дня…

— Правительство Казахстана еще с апреля этого года ввело запрет на ввоз импортной пшеницы автотранспортом, а на днях принято решение о продлении его еще на полгода. Насколько эта мера эффективна?

— «Решение принято в целях исключения серых схем ввоза пшеницы в РК и ее реэкспорта автомобильным транспортом из приграничных регионов Российской Федерации» — так говорится в документе межведомственной комиссии Казахстана.

Но этот шаг не станет заслоном для растущего потока российского зерна в республики Центральной Азии, так как речь идет о его реэкспорте автомобильным транспортом. Основной объем зерна из РФ идет по железной дороге на территорию Казахстана и в дальнейшем реэкспортируется к соседям по региону.

— Вы упомянули слово «реэкспорт». Разве это возможно в условиях антироссийских санкций без последствий для Казахстана?

— Следует напомнить, что российское зерно не подпадает под антироссийские санкции, так как этот товар относится к категории «продовольствие», а потому никаких последствий для Казахстана со стороны мирового сообщества от такого реэкспорта ждать не стоит. И единственным препятствием для экспорта российской пшеницы в Центральную Азию остается транзитный тариф РК, размер которого может сказаться на стоимости российского зерна. Но и эта проблема для российского зерна устранима. Москва может попросить Астану снизить транзитный тариф по железной дороге. В случае отказа российская сторона может принять ответные меры экономического воздействия. Например, транзитом через территорию России по железной дороге в направлении российских портов на Балтике и Черного моря ежегодно идет на экспорт около 12 миллионов тонн казахстанского угля и до 10 миллионов тонн нефти. На эти перевозки действуют понижающие коэффициенты (скидки), которые предоставляют Российские железные дороги для казахстанских экспортеров. Их отмена и высокий тариф за транзит по территории РФ вынудят казахстанских угольщиков и нефтяников обратиться к Правительству республики с просьбой принять условия для выгодного транзита российского зерна.

Кроме этого, у России есть альтернатива портам на Черном море. Это порты Махачкала, Оля и Астрахань на Каспийском море, откуда ее зерно прямиком по Каспию попадет в Туркменский порт Туркменбаши, а далее — в Узбекистан и Афганистан. Даже если путь по Каспию дороже, РФ воспользуется им, чтобы распределить свои экспортные объемы и продать свое зерно в Центральной Азии. Тут уж не до цены. Главное — спасти товар. К тому же нынешний урожай в России ожидается высоким. 

— Что еще следует предпринять Правительству, чтобы избежать банкротства наших фермеров?

— Во-первых, чтобы казахстанские фермеры не разорились, Правительству Казахстана следует принять меры по их защите. Важно, чтобы «Продкорпорация» для поддержки отечественных фермеров покупала у них зерно по фиксированным ценам. Во-вторых, необходимо увеличить объемы кредитования. В-третьих, выплатить все долги фермерам по субсидиям.

Хочу подчеркнуть, что девальвация российского рубля отражается не только на зерновиках, но и на производителях сахара, молока, кондитерских изделий, муки, макарон и так далее. Приход заметно подешевевшей российской продукции на казахстанский рынок будет убивать наших отечественных производителей. В случае их банкротства многие останутся без работы.

Логика в том, что, если сегодня какой-то товар дешевый, завтра он может стать дороже. Но к тому времени наше собственное производство может быть загублено.

Читайте в свежем номере: