Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Тюркское время
ПолитикаСодружество

Тюркское время

На прошлой неделе в Астане состоялся Х, юбилейный, саммит Организации тюркских государств, который стартовал под девизом «Тюркское время».
В его рамках также прошло заседание Совета министров иностранных дел ОТГ. Однако политологи отмечают «рядовой» характер события. 

Напомним, Организация тюркских государств была создана в 2009 году. Свое нынешнее название она получила в ноябре 2021-го на саммите в Стамбуле. В ее состав сегодня входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан, а в качестве наблюдателей в ее работе участвуют Туркмения и Венгрия. 

Выступая на саммите, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии ОТГ». При этом отметил, что будущее «председательство Казахстана в организации будет проходить под девизом Turktime, тем более что «данная аббревиатура отражает восемь приоритетов, которым будет уделено первостепенное внимание: традиции, унификация, реформы, знания, доверие, инвестиции, медиация и энергия». 

Также, по словам главы государства, большое значение имеет популяризация тюркского единства, поскольку собравшихся «связывают общая история, культура, язык и менталитет». В связи с этим он обратил внимание на необходимость приведения флагов и эмблем Организации тюркских государств и ее структур к единому образцу. 

— Наш долг — изучить общие архивы и донести историческую правду до потомков. Это действительно очень важная работа, потому что в нашей общей истории имеются белые пятна, которые предстоит изучить, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. Добавив, что «также важно заняться взаимным продвижением телесериалов, которые снимают в наших странах. Особенно важно широко популяризировать анимационные фильмы для детей». 

А вот предложение Президента Турции Реджепа Эрдогана о создании единого алфавита тюркских стран все так же осталось невостребованной инициативой. 

— Никто из участников саммита на это не отреагировал. Тема старая, болезненная и никому, кроме Турции, не нужна. А у этого государства есть свои интересы. Ведь если, например, Азербайджану была нужна военная помощь Турции для возвращения Карабаха, то остальные видят в ней не столько военно-политического союзника, сколько экономического, культурного, гуманитарного. Не более того, — поделился своим мнением с «НП» политолог Данияр Ашимбаев. 

В качестве подтверждения можно привести и слова кандидата исторических наук, политолога Султана Акимбекова о том, что Турция давно завоевала своими сериалами близлежащие регионы. 

— И формат ОТГ, и переформатирование данной организации во многом связаны с Президентом Турции Эрдоганом. То есть и он, и Турция, в принципе, являются главными мотиваторами всех этих процессов, пытаясь таким образом усилить свое значение. Например, это государство за счет старых связей, возможностей является крупнейшим экспортером сериалов — турецких. Не только на все пространство Ближнего Востока, но и на Казахстан. Это часть культурной традиции, на которой они, к слову, зарабатывают огромные деньги. Плюс при Эрдогане Турция стала занимать некую центристскую позицию, хотя при этом у нее слабая экономическая база, — сказал Акимбеков в одном из своих недавних интервью. 

Впрочем, как отмечают в общей своей массе политологи, ОТГ во многом — это лишь некая своеобразная «декларация о намерениях». По большому счету, тоже неплохо, потому как общее тюркское единство — это культурное и политическое сближение. Это общие интересы. Но реального «наполнения» решениями каких-либо глобальных проблем там не наблюдалось. Во всяком случае, в этот раз. 

Разве что Касым-Жомарт Токаев предложил обеспечить синхронное развитие тюркских государств, для чего необходимо «систематизировать стандарты и терминологию государств — членов организации». 

— Единые стандарты позволят обеспечить ежегодный рост ВВП примерно на один процент. Сейчас валовой внутренний продукт наших стран равен почти 1,4 триллиона долларов. В этом году товарооборот между членами организации превысил 22 миллиарда долларов. Но данный показатель можно увеличить в 1,5 раза, если будут утверждены общие требования, — пояснил Президент Казахстана. 

В остальном, по меткому замечанию политолога Данияра Ашимбаева, «данная площадка была использована всеми для каких-то своих заявлений, а каких-то громких решений, в принципе, там принято не было». 

Погоду на саммите ОТГ не сделал в том числе и приезд венгерского премьера Виктора Орбана, визит которого состоялся днем ранее. 

— То есть, чтобы не сливаться со всеми, а подчеркнуть — это его отдельный визит на государственном уровне. Но замечу, что при этом Венгрия так же, как и Турция — страны по сути специфические и больше завязаны на европейскую политику, — подчеркнул Ашимбаев. 

Потому, наверное, неслучайно во время многочисленных мероприятий: конференций, круглых столов, семинаров в ходе проведения саммита ОТГ внимание больше уделялось локальным вопросам. 

— Тот же Эрдоган сделал заявление по Ближнему Востоку и поднял вопрос по Северному Кипру, который, к слову, никого не заинтересовал, поскольку, скажем так, это проблема сепаратизма. Которая для всех и у всех непопулярна. Аналогично шло обсуждение у Баку и Анкары, которые «хвалили» друг друга за войну в Карабахе. В то время как Узбекистан говорил про логистику и подводил свои итоги в председательстве, Туркменистан «предлагал себя» в качестве срединного коридора. Ну а Казахстан в выступлении Президента РК Касым-Жомарта Токаева наметил пути развития организации на ближайший год председательствования, — сообщил в комментарии «НП» Данияр Ашимбаев. 

Но, по мнению историка и политолога Султана Акимбекова, «у Виктора Орбана в европейском пространстве позиция не очень хорошая — он там находится в достаточной изоляции, потому как у него своеобразный взгляд на украинский конфликт, у него своеобразные отношения с Россией в данной ситуации». 

— Поэтому в глобальном масштабе ему общаться особо не с кем. И вот тут Казахстан для него выступает очень важным игроком. Во-вторых, Венгрия очень сильно зависит от импорта энергоносителей, тем более что Украина официально заявила о том, что в 2024 году перестанет транспортировать по контракту газ через свою территорию, который, к слову, в значительной степени идет в Венгрию, а также Австрию и Словакию. Поэтому, думаю, что этот момент стал частью переговоров. И — да, в-третьих, венгры пытаются себя позиционировать как наследники кочевников, причем в той ситуации, когда все население Восточной Европы к кочевникам относится довольно прохладно. Вот только данная позиция у Орбана несколько популистская, и он на самом деле пытается найти хоть какую-то поддержку, пусть даже используя уровень культурно-исторической ситуации, — заключил Султан Акимбеков. 

Читайте в свежем номере: