Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
 ШОС по-Омски
ПолитикаСодружество

ШОС по-Омски

Транзитный коридор по воде соединит Россию, Казахстан и Китай

WELAR

В Омске прошел IV Форум глав регионов государств-членов ШОС. Мероприятие проводится с 2020 года по инициативе российской стороны. Среди его основных задач — углубление межрегионального взаимодействия в торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурно-гуманитарном и других приоритетных направлениях сотрудничества государств-членов ШОС.

В форуме приняло участие свыше 500 человек. На него приехали делегации из 15 российских регионов и 10 стран мира — Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Индии, Нигерии, ОАЭ.

Как отметил заместитель Министра экономического развития России Дмитрий Вольвач, форум дает возможность не только развивать контакты на уровне органов власти, но и поддерживать бизнес-инициативы, способствующие наращиванию инвестиций, торговли, внедрению технологий и укреплению рынка труда.

— Выбор места проведения форума не случаен. Омск — это важный экономический и транспортный узел, расположенный в стратегически удобной точке между Европой и Азией. Это промышленный центр, в котором развиты высокотехнологичные обрабатывающие производства в сфере нефтепереработки, машиностроения, химии и нефтехимии. Регион имеет успешный опыт взаимодействия с партнерами из стран ШОС, наиболее активно — с Беларусией, Казахстаном и Узбекистаном, — отметил Дмитрий Вольвач.

Образование

Молодежь и ее образование важны для любого государства. Поэтому участники саммита обсудили совместные программы, которые могут лечь в основу успешного развития международных связей регионов государств-членов ШОС. 

— Наша главная цель — обеспечить сотрудничество в сфере образования. Обменные программы нам интересны в аграрном и промышленном секторе, — отметил начальник департамента образования провинции Шэньси КНР Ши Гаолин.

Кроме того, китайская делегация призвала к глобальной цифровизации образования: «Нам необходимо изучать искусственный интеллект, цифровые технологии, все новые вызовы. Только так мы можем соответствовать и работать в создавшихся условиях. Сейчас мы активно продвигаем развитие цифрового образования в рамках инициативы «Один пояс — один путь». И сегодня я хочу пригласить всех поучаствовать в цифровом образовании, так как именно это диктуют новые реалии нашей жизни», — сказал заместитель секретаря партийного комитета КПК провинции Шэньси КНР Син Шаньпин.

Было предложено формализовать администрирование деятельности Университета ШОС, определить порядок присоединения к нему новых вузов. Цель не только в получении образования, но и в создании условий для развития дружественных отношений между молодежью всех стран. Для этого Омск готов в следующем году принять Молодежный форум стран ШОС, приурочив к этому мероприятию проведение молодежного забега.

Бизнес

Участники форума обсуждали острые и актуальные вопросы, в том числе развитие кооперационных цепочек в условиях санкций. Перед бизнесом стоят глобальные задачи по импортозамещению. Своими решениями в этом направлении поделилась и Омская область. В регионе развивается кластерная кооперация с Республикой Беларусь и Казахстаном. 

— Наш бизнес столкнулся с тем, что многие товары, сырье просто невозможно купить либо они стоят очень дорого. Соответственно, мы сейчас рассматриваем те способы поставки, которые помогут снизить добавленную стоимость конечной продукции. И на федеральном уровне предусмотрен ряд механизмов, поддерживающих международную кооперацию, — отметила постоянный представитель Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России в Сибирском федеральном округе, руководитель Фонда развития промышленности Омской области Светлана Баженова.

В целях развития инвестиционного потенциала Таджикистан предложил создать в рамках ШОС банк данных об инвестиционных проектах в сфере промышленности. 

— Считаем, что у регионов стран ШОС есть хороший задел для наращивания кооперационных связей в промышленности. Это важный шаг в направлении устойчивого развития регионов и укрепления сотрудничества между государствами-членами организации, — отметил председатель Комитета по местному развитию при Президенте Республики Таджикистан Шарифджон Джумазода.

На полях форума был подписан меморандум о сотрудничестве между представителями Президента Кыргызской Республики и Омским аграрным научным центром.

— На территории нашего научного центра прошла биржа контактов. Мы нашли партнеров, отгрузили им партии новых сортов семян, аграрии их посеяли. Сейчас увидели хорошие результаты в Киргизии. Договорились увеличить поставки в объемах и в плане расширения списка культур, — сообщил директор Омского аграрного научного центра Максим Чекусов.

Планируется не только продавать семена, но и получать новые сорта. Омская организация и компания из Маньчжурии подписали меморандум о намерении запустить сборочное производство мебели в Омске. Также стороны рассматривают вопрос об открытии демонстрационного пространства с готовыми решениями по размещению мебели. Соглашение заключили торгово-промышленная палата Узбекистана и торгово-промышленная палата Омской области для оказания содействия предпринимателям в развитии деловых связей.

Иртыш

Одним из самых важных вопросов, обсуждаемых на форуме, стало развитие логистических маршрутов в условиях санкций. Прежде всего, речь о судоходстве на Иртыше, создании транзитного коридора Россия — Казахстан — Китай, а также грузового хаба в Омске.

Река Иртыш, как известно, пересекает территории Китая, Казахстана и России, ее общая протяженность составляет 4248 километров. 

На сегодня в Омском регионе основная часть грузов перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом, по словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморрречфлота) Андрея Тарасенко, у Обь-Иртышского бассейна есть огромный потенциал для обслуживания транзитных грузов.

— Для нас приоритетно развитие Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей. Создание у нас в регионе мультимодального логистического узла как части транспортного коридора Россия — Казахстан — Китай с использованием трансграничной реки Иртыш позволит увеличить скорость доставки грузов и пассажиров, что положительно скажется не экономике нашего региона, — отметил губернатор Омской области Виталий Хоценко. 

ef619bca_resizedScaled_1020to574.webp

В связи с этим институт Ленгипроречтранс разработал проект по созданию мультимодального транспортного коридора Россия — Казахстан — КНР с использованием трансграничной реки Иртыш. Согласно презентации планируются три этапа для его реализации. На первом — строительство Семипалатинского и Донского гидроузлов и выполнение русловыправительных работ на Верхнем Иртыше, что даст углубление на 1,5 метра. Второй этап — строительство каскадов гидроузлов в Павлодарской области, как итог — достижение проходной глубины 2,2 метра. На третьем — обустройство водной магистрали на средней и нижней Оби, что даст выход на Трассибирскую магистраль и Северный морской путь. Кроме всего прочего, это должно дать дополнительные энергетические мощности, противопадковые емкости. Правда, для начала необходимо выполнить ТЭО, заключить межправительственные соглашения по комплексному использованию Иртыша с Китаем и Казахстаном. Предварительные переговоры между тремя государствами прошли. Осталось заключить трехстороннее соглашения об использовании реки Иртыш. 

Фото из открытых источников

Читайте в свежем номере: