Географическая, логистическая, институциональная связанность ЦА с Россией определяет стратегический характер их взаимоотношений и во многом делает их безальтернативными. Эксперты этих стран видят в этом только преимущества и новые перспективные сферы для более тесного сотрудничества.
Все пять республик Центральной Азии для дальнейшего подъема своей экономики больше заинтересованы сегодня в получении инвестиций извне. Учитывая географическую близость и общее советское прошлое, бесспорно, инвестиции большого северного соседа здесь приветствуются и очень важны.
Какие именно ниши могут стать наиболее перспективными для обеих сторон, которые будут не только укреплять сотрудничество, но и создавать новую базу для взаимной стабильности и развития, обсудили эксперты России и Центральной Азии в рамках видеомоста Ташкент — Астана — Бишкек на тему «Инвестиционное сотрудничество России и стран Центральной Азии на современном этапе», который прошел на этой неделе на площадке Sputnik — Казахстан.
Россия — Казахстан
Учитывая нынешнюю чрезвычайную ситуацию с наводнением из-за весенних паводков, которая охватила не только Казахстан, но также масштабно развивается и в РФ, сегодня остро встает вопрос об объединении усилий для принятия превентивных мер, считает казахстанский экономист Ануар Нуртазин.
«Необходимым видится вложение инвестиций в инфраструктуру, связанную с водной системой, водозадержанием, строительством лиманов. Важными и перспективными однозначно станут совместная проработка и контроль за состоянием дамб, плотин на основных руслах таких рек, как Урал, Или, Иртыш. Российский инвестор, вкладывая в Казахстан в такие объекты, тем самым будет инвестировать и в экономику своей страны, параллельно создавая задел для взаимной стабильности», — сказал он.
По его словам, учитывая тот факт, что почти все республики Центральной Азии находятся как бы «взаперти» Евразийского континента, вторым перспективным направлением для российских инвестиций может стать строительство новых транспортных магистралей. Чем больше их будет, тем больше возможностей для маневра в случае возникновения таких вот ЧС с наводнениями, когда разрушенными оказываются многие дороги. Это также позволит избежать нагрузки на основные трассы и столпотворений на контрольно-пропускных пунктах, считает эксперт.
Третье направление — это строительство жилья. «Казахстан, несмотря на новый строительный бум, до сих пор с учетом роста технологий и новых систем труда все еще не может по темпам роста жилья догнать показатели советского периода. Так что тут большой простор для совместного сотрудничества», — добавил спикер.
Продолжая тему строительства, эксперт считает, что России на фоне нынешней геополитической ситуации уже сегодня следовало бы задуматься о переносе ряда серьезных промышленных мощностей в Казахстан, который является надежным стратегическим союзником РФ. «Это поможет решить для России нехватку рабочих рук и заодно избежать санкционного давления», — отметил он.
В свою очередь, российский эксперт, заведующий сектора Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин добавил, что в сфере создания транспортной инфраструктуры для российских компаний действительно открываются большие возможности в ЦА.
«Есть перспективы для строительства дорог в Каракалпакстане, который соседствует с Мангистауской областью Казахстана, через который идет большой поток транспорта. Есть возможности для строительства альтернативных дорог через Узбекистан и Кыргызстан с выходом на Каспийское море», — сказал Притчин.
Он также упомянул, ссылаясь на Президента РФ, о таком проекте, как строительство высокоскоростной дороги, которая свяжет центр России с Владивостоком. И часть этой трассы будет проложена вдоль границ с республиками Центральной Азии. «Этот проект будет способствовать улучшению транспортных коммуникаций между нашими странами, так как железная дорога порой недостаточно гибка», — добавил он.
Россия — Узбекистан
Узбекский эксперт, директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев считает, что программа по новым нишам сотрудничества, разработанная специалистами ЕАЭС, вызывает большой интерес в Узбекистане.
«Узбекистан не является членом ЕАЭС, но присматривается к его политике. И там указано, что интересным может стать сотрудничество в сфере фармацевтики и создания цепочки по производству продукции более высокой добавленной стоимости. Как вы знаете, в 2020 году у нас был печальный опыт с зарубежными препаратами, от которых погибли дети. Чтобы не попасть в зависимость от других стран в поставках лекарственных препаратов и не покупать вакцины по непонятной цене, сотрудничество с российскими компаниями в этой сфере для нас однозначно будет актуально», — сказал он.
Помимо добычи газа, транспортной инфраструктуры и атомной энергетики, второе направление, куда крупные российские инвесторы могли бы вкладываться, — это переработка и упаковка сельхозпродукции.
«Российские компании могли бы инвестировать в создание предприятий по замораживанию продуктов, предназначенных не только для поставок в пределах региона, но и в третьи страны», — добавил спикер. Он напомнил, что на этой неделе лидер Узбекистана побывал на новом заводе по выпуску автомобилей мощностью до 100 000 в год с последующим увеличением.
«Узбекистан столько не проглотит, и нужно развивать партнерство с Россией также и в этой сфере. Третье направление — это производство строительных материалов на фоне строительного бума не только в самом Узбекистане, но и в соседних Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане», — резюмировал Эргашев.