Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаСодружество

Размышляя о Евразийской интеграции

Накануне Нового года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в котором принял участие Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Своим мнением о мероприятии поделился казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. 

“Главы государств приняли ряд документов, в том числе Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года — “Евразийский экономический путь”. Последнюю, впрочем, на данный момент так и не опубликовали. На саммит приехал премьер Армении Пашинян, который некоторое время уклонялся от работы интеграционных органов, но потом, видимо, понял, что других друзей у него не будет. Кроме того, к Еревану перешло председательство в организации, а к Казахстану — пост главы коллегии Евразийской экономической комиссии, тогда как на саммите речь шла и о подписании соглашения о свободной торговле с Ираном, в котором заинтересованы все стороны, включая Армению. Пашинян жаловался на отсутствие общей границы со странами союза, которое создает определенные трудности и экономические издержки для Армении”, — так обозначил основные моменты Данияр Ашимбаев. 

Эксперт пояснил при этом, что у Армении есть известные проблемы с Азербайджаном, который не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС, но имеет прекрасные отношения с Москвой 

и Астаной. Хотя в Казахстане в либеральных и национал-популистских кругах принято критиковать евразийскую интеграцию, но эта критика основана прежде всего на прозападной повестке и финансировании и не очень-то отвечает интересам национальной экономики. 

Между тем Евразийский экономический союз позволил объединить усилия пяти стран в развитии взаимной торговли, рынка труда, инфраструктуры. Три новых государства вошли в ЕАЭС в качестве наблюдателей, четыре подписали соглашения о зоне свободной торговли, еще пять ведут переговоры о вступлении, двенадцать выразили интерес к тем или иным формам сотрудничества.

Однако, по мнению Ашимбаева, интересно, что критические оценки, высказываемые руководителем Казахстана, касаются недостаточной открытости национальных экономик. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: “Нам предстоит устранить существующие барьеры и ограничения на общем рынке, а также ускорить введение единых технических регламентов”. Путин заверил, что соответствующие договоренности уже согласованы. 

Тем не менее, по мнению эксперта, неопубликованная декларация, как отмечено в пресс-релизе ЕАЭК, определяет задачи пути превращения ЕАЭС к 2045 году в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макро-регион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов. 

При этом документ содержит шесть направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование. Плюс формирование общего пространства кооперационного взаимодействия, сотрудничества в сфере технологического развития, формирование общего транспортно-логистического пространства и общего финансового рынка, развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал, функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене. 

“Владимир Путин сообщил, что также определены дополнительные сферы взаимодействия, такие как климатическая повестка, медицина, туризм и некоторые другие. Касым-Жомарт Токаев со своей стороны подчеркнул, что мы должны совместно готовиться к вызовам 2024 года. Поэтому необходимо максимально задействовать экономические резервы и имеющийся потенциал взаимовыгодной интеграции”, — добавляет Ашимбаев, параллельно делая упор на том, что казахстанский лидер на нынешнем саммите больше говорил о коридоре Север — Юг, логично увязывая потенциал логистики, индустриализации и цифровизации по всем векторам через Казахстан. 

Также эксперт перечислил несколько моментов, которые, на его взгляд, характеризуют направление экономического взаимодействия государств — членов ЕАЭС. 

Так, по его мнению, Жапаров, который на предыдущих международных саммитах постоянно озвучивал различные глобальные транспортные проекты Бишкека в обход Казахстана, на этот раз больше говорил про увеличение пропускной способности внутренних пунктов пропуска между государствами — членами ЕАЭС, то есть между Казахстаном и Кыргызстаном. 

Александр Лукашенко напомнил, что достигнут высокий уровень продовольственной самообеспеченности. 

Касым-Жомарт Токаев со своей стороны акцентировал внимание на том, что доля экспорта сельхозпродукции стран ЕАЭС на мировом рынке все еще остается крайне низкой, и отметил ряд направлений, на которых нужно сосредоточить усилия. 

“Необходимо подчеркнуть, что активное участие Казахстана в процессах евразийской интеграции позволяет максимально развивать свой экономический потенциал, превращать ресурсную базу в конкретные проекты. Наращивая сотрудничество со странами ЕАЭС, Астана вместе с тем развивает отношения и с другими странами, действуя не только в своих национальных интересах, но и используя совокупный эффект международного политического и экономического сотрудничества для своего развития”, — заключил политолог. 

Читайте в свежем номере: