Россия официально выразила намерение присоединиться к Координационному энергетическому совету стран Центральной Азии, в который входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. На первый взгляд, рядовое событие, ведь Россия и так давно считается энергетическим гигантом региона. Но что на самом деле стоит за этим намерением? Какие последствия могут возникнуть от данного шага как для стран Центральной Азии, так и для самой России?
Что такое Координационный энергетический совет?
Центральноазиатская энергетическая система (ЦАЭС) была создана в 1960-1970-е годы в рамках Союза и объединяла энергосистемы региона для надежного электроснабжения. После распада СССР система прекратила свое существование из-за различий в тарифах, налоговой политики и межгосударственных разногласий. В 2015 году Узбекистан выступил с инициативой восстановить энергокольцо, которую поддержали Казахстан и Кыргызстан, а позже и Таджикистан. Однако текущая схема охватывает только юг Казахстана, поэтому ряд регионов страны зависит от российских поставок.
Созданный для координации работы энергосистем постсоветских стран Центральной Азии совет в первую очередь решает вопросы межгосударственного энергобаланса — перетоков электроэнергии, водно-энергетического обмена и синхронизации энергосистем. В условиях резких климатических колебаний, зависимости от гидроэнергетики и стремительно растущего потребления электроэнергии это крайне важная структура.
О желании сделать шаг в направлении большего сближения — присоединиться к Координационному энергетическому совету — сообщил глава СО ЕЭС Федор Опадчий. Сегодня Россия имеет статус наблюдателя, но на правительственном уровне уже начата работа по присоединению к соглашению о параллельной работе энергосистем региона. Это даст СО ЕЭС статус пятого участника совета.
Зачем России этот совет?
На первый взгляд, Россия не нуждается в поддержке энергетической инфраструктуры Центральной Азии. У нее свои ресурсы, своя энергосистема, свой «энергетический щит». Но не все так однозначно. Во-первых, энергетическая система Центральной Азии все еще связана с Единой энергосистемой (ЕЭС) бывшего СССР, и Россия остается ее главным оператором. Подключение к совету может усилить контроль над распределением энергии, особенно в моменты дефицита или форс-мажора.
Во-вторых, Россия получает возможность интегрироваться глубже в региональные проекты, укрепляя свое влияние на фоне активной конкуренции со стороны Китая, Турции и Запада. И наконец, это возможность инвестировать в модернизацию энергетической инфраструктуры Центральной Азии, закладывая основу для будущего экспорта электроэнергии в Южную Азию или Китай через общее пространство. А где инвестиции, там и влияние, и зависимости. Правда, не всегда наши желания совпадают с возможностями. Так произошло и со строительством трех ТЭЦ в Казахстане, которые зарезервировала за собой Россия. Как оказалось, существует проблема по субсидированию процентной ставки по оборудованию.
— Инвестор может поменяться, конечно, если Россия не выделит средств. Потенциальных инвесторов пока нет, — заявил в конце мая текущего года первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр.
Теперь на эту роль претендуют компании из Китая и Южной Кореи.
Чего ожидать Центральной Азии?
Начнем с плюсов, а они несомненны. Прежде всего, это технологическая поддержка. Россия может предложить технологии, опыт и капитал для модернизации устаревших сетей. Второй момент — стабильность. Общая координация позволит странам избежать отключений, сбоев и энергетических конфликтов между собой. Наконец, доступ к новым рынкам. Россия может выступать как связующее звено между Центральной Азией и внешними рынками, расширяя экспортные возможности региона.
Как и в любом деле, без минусов никак. Прежде всего, и этого все опасаются в первую очередь, это политическая зависимость. Вступление России в совет может означать, что стратегические решения будут приниматься не в Ташкенте или Астане, а в Москве. С другой стороны, как себя поставишь.
Снижение регионального суверенитета. Тот же Узбекистан, например, в последние годы активно выстраивает свою независимую энергетическую политику. Россия в совете может стать тормозом этих процессов. Наконец, угроза монополизации. Если Россия начнет диктовать условия по транзиту, тарифам или распределению, это ударит по экономике более слабых участников.
Экспорт российской электроэнергии с начала 2025 года по середину июня упал примерно на четыре процента, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Об этом в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал генеральный директор компании «Интер РАО» Сергей Дрегваль. Такая динамика связана с сокращением поставок в Китай, который с января по июнь снизил импорт электроэнергии из России на 44 процента в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Поэтому на текущий год ключевыми направлениями для поставок электроэнергии для компании будут Казахстан и Монголия.
Кто выигрывает и кто теряет?
Для самой России это, несомненно, стратегическая победа. В условиях санкций и потери европейского энергетического рынка она ищет новые направления. Центральная Азия становится не только источником ресурсов, но и важным транзитным коридором. Присоединившись к совету, Россия закрепляется как архитектор энергобезопасности региона.
Для стран Центральной Азии все зависит от подхода. Если они сумеют выстроить партнерство на равных, это может стать шагом к энергетической интеграции всего Евразийского пространства. Если же нет, то грозит замедлением собственного суверенного курса и усилением зависимости.
При этом, по мнению исполнительного директора центральноазиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» Комрони Хидоятзода, это поможет всем государствам Центральной Азии обеспечить стабильность работы их энергосистем.
— Присоединение России посодействует созданию постоянных рабочих мест в наших странах. В Таджикистане это обеспечит бесперебойную работу промышленных предприятий. Еще мы ощущаем дефицит финансов для строительства объектов выработки энергетики. Москва может помочь и в этом. Поэтому подключение России поможет решить несколько ключевых проблем для всего региона, — пояснил эксперт.
Какой выход?
Надо понимать, что присоединение России еще не оформлено юридически: впереди переговоры, согласования, протоколы. Но сам факт стремления Москвы вступить в этот совет говорит о многом: борьба за Центральную Азию усиливается. Энергетика становится инструментом геополитики, а региону придется балансировать между выгодами и рисками. Вопрос в другом: будут ли страны Центральной Азии единым фронтом отстаивать свои интересы или снова каждая пойдет своим путем? В энергетике, как и в политике, автономия ценится только тогда, когда она подкреплена единством.