В Астане состоялось заседание Высшего межгосударственного совета Казахстана и Кыргызстана. Мероприятие прошло в рамках официального визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Напомним, что подобная структура в свое время была создана между Казахстаном и Азербайджаном, а также было принято решение о создании ВМГС Казахстана и Узбекистана.
— Между нашими странами не должно быть нерешенных вопросов. Казахстан — один из ключевых партнеров Кыргызстана, и наше взаимодействие, прошедшее испытание временем, имеет большое будущее. В этом направлении мы должны приложить необходимые усилия. Работа Высшего межгосударственного совета придаст особый импульс развитию казахско-киргизских отношений, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Президент Казахстана, кроме всего прочего, поблагодарил Садыра Жапарова и народ Кыргызстана за оказанную братскую гуманитарную помощь в связи с масштабными паводками в ряде регионов Казахстана.
В свою очередь, лидер соседней страны отметил важность дальнейшего углубления партнерства по широкому спектру сотрудничества. Интересно, что в ходе переговоров отдельное внимание было уделено расширению культурно-гуманитарных связей, примером чего в этот же день стало открытие памятника Айколу Манасу в столице Казахстана. Два года назад в Бишкеке был открыт памятник Абаю Кунанбаеву.
Таким образом, формат встречи отразил не только интеграционные процессы, но и комплексное многостороннее сотрудничество.
— Действительно, Казахстан и Кыргызстан активно участвуют в ключевых региональных интеграционных проектах, таких как ОДКБ и ЕАЭС, и при этом нужно помнить, что обе страны еще с 1994 года состояли в одной из организаций-предшественников, — сказал политолог Данияр Ашимбаев, отметив при этом несколько нюансов состоявшегося события.
Во-первых, по его словам, страны Центральной Азии активно участвуют в формате С5+, регулярно проводят встречи друг с другом. Вместе с тем в 2022 году на саммите в Чолпон-Ате пять президентов должны были подписать Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, однако главы Таджикистана и Туркменистана неожиданно отказались, аргументируя это необходимостью согласовать его внутри страны.
— Понятно, что Бердымухамедову-младшему нужно было согласовать договор с Бердымухамедовым-старшим, но отказ Рахмона был очень удивителен. При этом Кыргызстан и Узбекистан договор подписали, но в последующие месяцы активно принялись за попытку запустить проект Шелкового пути в обход Казахстана, который в это же время активно пытался интегрировать всю региональную логистику в ключевом для себя «срединном коридоре», — заявил Ашимбаев.
Во-вторых, следующим «объектом преткновения», считает политолог, стал афганский вопрос.
— Рахмон очень недоволен талибами, в то время как Узбекистан и Казахстан пытаются наладить с ними сотрудничество. В итоге РК поддержала проект трансафганского маршрута, важный для Ташкента, а Ташкент в этом году фактически перестал говорить о дороге в Китай через Кыргызстан, согласившись на расширение китайского транзита через Казахстан, — сообщил эксперт. Добавив в то же время, что «риторика Бишкека последних лет достаточно известна — Жапаров озвучивал очень амбициозные планы, не упоминая нигде о Казахстане».
Но вопрос в том, что инвестиционные и логистические возможности Астаны намного больше, а строить новый Шелковый путь в обход Казахстана без его участия оказалось практически невозможно.
И, в-третьих, помимо всего прочего, Астане и Бишкеку нужно «регулярно регулировать» старый водный и энергетический комплекс вопросов, а заодно вновь и вновь возвращаться к проблеме пунктов пропуска через государственную границу и регулированию тех же автомобильных перевозок.
— Сегодняшний саммит показал, что Казахстан «от души» готов обсуждать и решать эти вопросы. Формат саммита был, что называется, на высшем уровне. Прошли бизнес-форум и форум представителей интеллигенции и творчества. Стороны долго рассказывали друг другу о взаимном уважении и подписали много документов, включая договор об углублении и расширении союзнических отношений (который Касым-Жомарт Токаев назвал историческим документом. — Прим. автора), а также соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, протокол о пунктах пропуска через госграницу, Дорожную карту по развитию автомобильных пунктов пропуска (всего официальных документов подписано семь. — Прим. автора), — заключил политолог.