Сильная зависимость от водных ресурсов является одной из основных причин высокой подверженности Центральной Азии воздействию изменениям климата. Сокращение стока Амударьи через пять лет введет регион в состояние острого хронического дефицита, считают эксперты. Вода по всем параметрам — стратегически важный ресурс всегда, однако текущее положение дел оставляет желать лучшего. Как же сберечь драгоценную воду?
В Алматы состоялась презентация исследования «Эффективная ирригация и водоснабжение в Центральной Азии». Были представлены доклады и рабочие документы, содержащие пошаговый план по сохранению потенциала орошаемых земель и обеспечения водной и продовольственной безопасности. Кроме представителей ЕАБР (Евразийский банк развития), спикерами также выступили Дмитрий Петрин, координатор региональных проектов, региональный представитель Всемирного банка в Центральной Азии, представитель Азиатского банка развития Yaozhou Zhou. Участие принял и Генеральный консул Российской Федерации в Алматы Дмитрий Тураев.
Что такое ЕАБР и зачем?
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже более 17 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставной капитал ЕАБР составляет 7 миллиардов долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР составляют проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения.
«Место проведения — Алматы — выбрано неслучайно. Большинство международных организаций, многосторонних банков развития, являющихся прямыми участниками устойчивого развития Центральной Азии, имеют свои представительства здесь, — говорит на открытии Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов. — Недавно Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев инициировал создание регионального хаба по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана именно здесь, в городе Алматы».
Согласно представленному докладу, орошаемые земли Центральной Азии обеспечивают 66 процентов производства сельского хозяйства и играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности региона. В условиях высокой нагрузки на водные ресурсы и дефицита поливной воды регион практически исчерпал свой потенциал экстенсивного развития орошаемого земледелия. Восемьдесят процентов водных ресурсов расходуется на ирригационные потребности. Эффективность использования орошаемых земель и воды в регионе остается низкой... Переход к эффективным методам водоснабжения позволит повысить продуктивность орошаемых земель и поливной воды, обеспечить тем самым водную, продовольственную и экологическую безопасность в регионе. Эти меры приобретают острую актуальность в связи с ожидаемым сокращением стока реки Амударьи.
Действительно, согласно предоставленной на докладе инфографике проблема выглядит ужасающе, особенно в нашей стране. Так, площадь орошаемых земель в Казахстане по отношению к обрабатываемым землям составляет восемь процентов, в то время как в Узбекистане, где уже реализован потенциал ирригации, это соотношение составляет 96 процентов.
В рабочих документах ЕАБР указано, что в Казахстане 30,6 процента общей площади в 2,2 миллиона гектаров находятся в неудовлетворительном состоянии, требуя проведения капитальных ремонтно-восстановительных работ. Из общей площади в 1,3 миллиона гектаров используется поверхностный способ полива. Дождевание применяется на 185,8 тысячи гектаров, а капельное орошение — на 73 тысячи. Лиманное орошение (использование талых или паводковых вод) используется на 864 тысячах гектаров, при этом сенокосы и пастбища занимают более 84,2 процента этой земли, в то время как 15,8 процента выделены под другие виды сельскохозяйственных культур. Из-за неудовлетворительного технического состояния инженерных сооружений продуктивность такого полива остается низкой.
«В бассейн Аральского моря стекает 116 кубических километров воды. Больше не будет, меньше будет. Предложение воды вот такое, а спрос растет. Растет он, потому что 92 процента водозабора уходит на сельскохозяйственные нужды, остальное — это снабжение... Учитывая, что из 116 кубических километров 104 — это ирригация, получается что абсолютно безальтернативно водосбережение как средство решение водных проблем. Это главная наша мысль. Нет другой альтернативы, только повышать эффективность», — говорит главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
Десять шагов и афганский момент
Консолидированный региональный подход, предложенный экспертами, состоит из 10 шагов:
1. Создание международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии. Это должно облегчить взаимодействие и диалог многосторонних банков развития (МБР) с государствами региона.
2. Объединение финансовых ресурсов. МБР, действующие в регионе, могут выступить в качестве финансовых операторов, совместно реализуя сложные проекты и привлекая дополнительные финансовые ресурсы.
3. Создание регионального кластера по производству ирригационного оборудования.
4. Предложение Афганистану партнерства в механизмах управления водными ресурсами Центральной Азии.
5. Задействование механизмов государственно-частного партнерства. Мировой опыт, исследованный в докладе с применением подобного партнерства, указывает на то, что такая форма финансирования является эффективной.
6. Важно организовать учет воды на межхозяйственных каналах и в фермерских хозяйствах при участии ассоциации водопользователей.
7. Поэтапное внедрение инвестиционной составляющей в тарифы на поливную воду.
8. Улучшение состояния орошаемых земель путем переустройства оросительных и дренажных систем для предотвращения засоления.
9. Повсеместное внедрение цифровых технологий в водное хозяйство. Ожидаемая экономия и сокращение потерь воды от внедрения новых технологий водоучета оценивается в 12-15 процентов в год.
10. Рекомендуется повсеместное использование современных технологий полива, лазерной планировки земель, возделывания сельскохозяйственных культур.
Наиболее сложным в реализации видится именно четвертый шаг. Напомним, 12 октября этого года в Афганистане открыли первый участок канала Кош-Тепа на границе с Узбекистаном. Длина первого участка составляет 108 километров, а общая запланированная протяженность канала, который будет отводить воду из Амударьи, составит 285 километров. В сентябре на саммите Международного фонда спасения Арала Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев уже озвучивал имеющиеся опасения. Правительство Афганистана не обременено никакими ограничениями и теоретически может забирать сколько угодно воды из Амударьи. Согласно предоставленным исследованиям, запуск канала Кош-Тепа станет отправной точкой водного кризиса в регионе.
«Целесообразно начать думать о том, чтобы предложить Афганистану партнерство в механизмах управления водными ресурсами. Мы осознаем, насколько это сложная, деликатная, очень непростая тема, но нужно быть реалистами. Афганистан возьмет свою воду, тем самым повлияет на водосток в верховьях Амударьи. С Афганистаном нужно разговаривать, нужно направлять делегации... — подчеркивает заместитель председателя правления ЕАБР Евгений Винокуров. — Афганистан не страна-член Евразийского банка развития... Наш вывод, с которым мы начинаем уже обсуждать государственные регионы, таков, что нужно принять планы этой страны за реальность и входить с ними в диалог. Это сложно, учитывая непризнанный режим и отсутствие дипломатических связей, но это в каком-то плане необходимо. Может быть, ассоциированное членство МФЦА. Может быть, диалог технических специалистов, но говорить с ними нужно».
Необходимость
Нехватка водных ресурсов представляет собой основное структурное ограничение для социально-экономического развития Центральной Азии. Этот регион является одним из наиболее уязвимых перед воздействием изменения климата с ускоренным повышением температуры, превышающим средние показатели по планете. Гидрологический режим рек и условия подземного водоснабжения подвергаются изменениям. Площадь ледников стремительно сокращается, уменьшившись на 30 процентов за последние 50 лет. Климатические изменения приводят к уменьшению стока рек в то время как потребности региона в воде растут стремительными темпами. Конечно, ситуация требует срочных решений для устранения и смягчения причин дефицита воды.
Безусловно, вода — ключевой ресурс, и в Центральной Азии ее эффективное использование является фундаментальным условием для обеспечения устойчивого развития. «Больше воды с лучшим соблюдением срочности. Все от этого выиграют. Наше предложение — подходить к этой проблеме в том числе через государственно-частное сотрудничество», — заключил Евгений Винокуров.
Фото из открытых источников