В рамках своего визита глава государства провел переговоры с Президентом Ильхамом Алиевым и принял участие в первом заседании казахстанско-азербайджанского Высшего межгосударственного совета. Также в рамках визита обсудили вопросы торгово-экономического, транзитно-транспортного, энергетического, культурно-гуманитарного сотрудничества вкупе со взаимодействием в сферах цифровизации, продовольственной безопасности, возобновляемых источников энергии. Но главное — были рассмотрены перспективы реализации прорывных инвестиционных проектов, которые должны стать новыми точками роста экономик обеих стран, хотя мнения отечественных политологов по данной теме и разнятся.
Первое и основное, о чем заговорил лидер Казахстана в ходе переговоров, — это положительная динамика развития торгово-экономических отношений с Азербайджаном.
— Товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном c 2020 года увеличился в пять раз. Конечно, абсолютные цифры, может быть, не столь впечатляющие. Здесь предстоит поработать, но сама динамика не может не вызывать положительной оценки. Наши страны располагают значительным экономическим потенциалом. И я думаю, что следующие успехи не за горами. Спектр сотрудничества очень широк — начиная от транспорта и логистики и заканчивая вопросами цифровизации, не говоря уже о нефти и газе, — подчеркнул Президент Казахстана. Добавив, что помимо ресурсов сейчас во всем мире обостряется борьба за доступ именно к транспортно-логистическим возможностям. Это стратегическая сфера.
— Но и Казахстан, и Азербайджан здесь тесно взаимодействуют как естественные партнеры. Сегодняшняя церемония открытия железнодорожного маршрута от порта Сиань по территории Казахстана в Азербайджан о многом говорит. Это действительно очень важное мероприятие. Нужно прилагать совместные усилия в областях цифровизации, создания искусственного интеллекта, строительства оптико-волоконной связи по дну Каспия. Это уникальные проекты, — заключил Касым-Жомарт Токаев.
Напомним, что по итогам переговоров обоих президентов было подписано 14 документов. Среди них:
соглашение между Министерством транспорта РК и Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджана о взаимном признании профессиональных дипломов членов экипажей морских судов;
меморандум о взаимопонимании между МЦРИАП РК и Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджана в области исследования и использования космического пространства в мирных целях;
план мероприятий между МКИ РК и Минкультуры Азербайджана, Министерством молодежи и спорта Азербайджана на 2024-2025 годы;
соглашение о стратегическом партнерстве между АО «Самрук-Казына» и Азербайджанским инвестиционным холдингом;
соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана между АО «Национальная компания «КазМунайГаз» и государственной нефтяной компанией Азербайджана;
меморандум о сотрудничестве между республиканским государственным учреждением «СЦК» при Президенте Казахстана и Агентством по развитию медиа Азербайджана;
несколько планов мероприятий между акиматами Атырау и Ширвана, Актау и Сумгаита.
Впрочем, казахстанский политолог Данияр Ашимбаев в первую очередь сделал упор на то, что Касым-Жомарт Токаев, на чье правление выдался мировой политический кризис, разыгрывает карты С5+. То есть единение Центральной Азии во внешних сношениях, развитие логистики в интересах Казахстана, причем так, чтобы вовлечь в него не только КНР, но и РФ. Плюс, максимально наполняя любую интеграционную повестку инвестиционно-технологическим (декарбонизация, цифровизация) и эколого-климатическим, как, например, истощение водных ресурсов, сохранение экологической среды Каспия, дискурсами.
Заслуживает внимания, по мнению политолога, и тот факт, что в рамках государственного визита Президента Токаева в Азербайджан глава «КазМунайГаза» Магзум Мирзагалиев подписал с азербайджанской стороной два важных документа: соглашение о поэтапном увеличении объема транзита казахстанской нефти и меморандум о стратегическом сотрудничестве по купле-продаже казахстанской нефти.
— Нужно отметить, что Мирзагалиев прибыл в Баку заранее и успел ознакомиться с работой нефтяных терминалов, задействованных в казахстанском транзите, посетить танкер «Астана», провести переговоры с президентом государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Ровшаном Наджафом. Назвав при этом SOCAR «важнейшим стратегическим партнером, — подчеркнул эксперт.
Между тем Казахстан, как известно, активно наращивает возможности Срединного Транскаспийского коридора. Речь в данном случае идет о транзите китайских товаров и поставках казахстанских нефти и зерна. Нефть на запад движется по трем направлениям — трубопровод КТК через Россию в Новороссийск, из каспийских портов в Баку с дальнейшей перевалкой в нефтепровод БТД, через систему российского ПАО «Транснефть» — через Беларусь и Польшу в ФРГ. При этом, по мнению Ашимбаева, «проблемы российского транзита связаны с санкционным противостоянием, а также тем фактом, что Новороссийск находится в потенциальной зоне военных действий, хотя нефть оттуда идет в Румынию, а ГСМ, в конечном счете, на ту же Украину».
— С политической точки зрения расширение нефтяного экспорта по линии Актау — Баку является наиболее стабильным вариантом. В 2023 году по этому маршруту было отгружено чуть более одного миллиона тонн нефти, за январь — февраль нынешнего года — более 230 тысяч тонн. Общий годовой лимит пока составляет 1,5 миллиона тонн. И Казахстан планирует в разы нарастить объем поставок через Азербайджан, который имеет соответствующие транзитные резервы, однако существует ряд проблем, препятствующих этой задаче. Прежде всего, речь идет о необходимости комплексного развития портовой и транспортной инфраструктур: терминалов и танкеров. В этом отношении работа активно ведется и Казахстаном (КМГ и КТЖ), и Азербайджаном. Вторая проблема — это дороговизна маршрута. Транзит по КТК по всем расчетам выходит минимум вдвое дешевле Актау — Баку и БТД. И обе стороны ведут активные переговоры по решению этого вопроса. Так, в ходе многочисленных встреч и переговоров, проведенных Мирзагалиевым, удалось добиться соглашения о расширении объемов поставки до 2,2 миллиона тонн в год. Стороны договорились о дальнейшем изучении влияния казахстанской нефти на азербайджанскую внутри трубопровода, а также о том, что Азербайджан будет в дальнейшем выкупать часть в казахстанских портах и экспортировать дальше. Удалось достичь и важных подвижек по тарифу, — поделился политолог в своих социальных сетях.
Все это говорит об успешном проведении КМГ мероприятий по диверсификации нефтяного экспорта. Хотя с КТК пока сравниться тяжело — только в прошлом году через него прошло 56 миллионов тонн казахстанской нефти и еще 7,4 миллиона тонн российской. И хотя Транскаспийский маршрут потенциально можно увеличить до 10-20 миллионов, это потребует крупных вложений. С другой стороны, есть еще нефтепровод Баку — Супса, находящийся под управлением British Petroleum, деятельность которого была приостановлена почти два года назад.
— И КТК, и БС находятся, как уже отмечалось, в зоне потенциальных боевых действий на Черном море, и многие прогнозы на нынешний год говорят о большой возможности эскалации конфликта именно в морской акватории. Поэтому серьезную работу, проведенную командой Мирзагалиева, можно оценить как достаточно своевременную, — заключил Данияр Ашимбаев.
Тогда как политолог Ислам Кураев в своих рассуждениях о прошедшем визите казахстанского лидера в Баку затронул вопрос Организации тюркских государств во внешней политике Казахстана и Азербайджана.
— Важным показателем здесь является прежде всего экономический аспект. Так, например, товарооборот между двумя странами увеличился почти в пять раз — со 109 до 529 миллионов долларов за последние три года. Отмечу, что активный скачок был связан с крепкими отношениями между странами и внешними геополитическими вызовами. Торговля у тюрок издревле являлась основой становления государственности, — подтвердил Кураев в своем телеграм-канале.
Переходя к политическим процессам, эксперт счел важным выделить тезис Президента Токаева о том, что «именно Казахстан и Азербайджан — основатели ОТГ». Причем Казахстан является инициатором создания этой структуры, а само соглашение о создании было подписано на древней азербайджанской земле. Напомним, организация была создана 3 октября 2009 года в городе Нахичевань.
— На данный момент Организация тюркских государств является полноценным фактором международных отношений и уже прошла большой путь институционализации. В организацию входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Тур
При этом все страны ОТГ активно работают в ключевых международных организациях. Иными словами, уверенно интегрированы в мирохозяйственные процессы. Должным образом развивается и торгово-экономическое сотрудничество. Например, товарооборот внутри ОТГ достиг 42,3 миллиарда долларов, а общий товарооборот тюркских стран в мировом масштабе — около 1,3 триллиона долларов. Все это, несомненно, способствует продвижению интеграционных процессов в рамках ОТГ.
— Плюс сотрудничество в рамках интеграции затрагивает широкий спектр вопросов, таких как логистика, экономика, экология, образование, искусство. Например, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил гуманитарно-просветительскую миссию таких организаций, как ТЮРКСОЙ, Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия. А еще Казахстан, как и Азербайджан, является активным участником всех шести международных организаций тюркской направленности. Это подтверждает, что Астана и Баку видят вектор развития интеграции ОТГ в одном ключе, — заключил Ислам Кураев.
Фото из открытых источников