Среди многих вопросов, затронутых Касым-Жомартом Токаевым в статье «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию» в «Казахстанской правде» от 8 августа, раскрыты роль и перспективы региона на пространстве самого большого континента.
Статья перекликается с концепцией Большого Евразийского партнерства (БЕП). Она выдвинута в 2015 году Россией и исходит из того, что значительные шаги для интеграции должны быть сделаны не в политической или военной сферах, а в экономике Евразии. Именно экономика является базисом современного общества. Хотя политика в последние годы нередко берет верх над экономикой, навязывая государствам свои приоритеты и установки, все же в конечном счете никто не может игнорировать экономические интересы.
Эту же мысль проводит в своей статье Президент РК: «Неизменной задачей наших стран, безусловно, остается формирование прочной экономической базы многостороннего взаимодействия. Сегодня благодаря совместным усилиям стран региона и мощному экономическому потенциалу Центральная Азия становится пространством больших возможностей в торговле, инвестициях, науке и инновациях».
Далее глава государства приводит совокупный потенциал региона. Суммарная территория пяти государств Центральной Азии превышает 3,8 миллиона квадратных километров, а население — более 80 миллионов человек. Центральноазиатский внутренний валовой продукт достигает 450 миллиардов долларов. В регионе сосредоточены одна пятая мировых запасов урана, 17,2 процента нефти и семь процентов природного газа. По добыче угля и выработке электроэнергии Центральная Азия занимает в мире, соответственно, 10-е и 19-е места.
Как отмечает Касым-Жомарт Токаев, за исторически короткий период Центральная Азия превратилась в пространство взаимовыгодного сотрудничества с динамично развивающимся торговым, инвестиционным и транспортно-коммуникационным потенциалом. За последние пять лет (2018-2023 годы) объем взаимной торговли увеличился в регионе без малого в два раза — с 5,7 миллиарда до 11 миллиардов долларов. В 2023 году внутрирегиональный товарооборот вырос практически на четверть. Совместные крупные проекты приносят не только ощутимую пользу их участникам, но и меняют всю конфигурацию экономики Центральной Азии.
«Взаимодополняемость наших экономик позволяет обеспечить их устойчивость к внешним шокам, диверсифицировать торгово-производственные циклы, — подчеркивает автор статьи. — Способствовать этому процессу может эффективная реализация совместных экономических проектов». При этом важной задачей Касым-Жомарт Токаев называет технологическое развитие экономики региона и его постепенный отход от ресурсной зависимости.
БЕП не рассматривается как потенциальный конкурент региональным интеграционным структурам (АСЕАН, АТЭС, СНГ, ЕАЭС, ШОС и другие) и не предполагает создания для партнерства специальной организации. Напротив, имеющиеся альянсы и проекты видятся в БЕП как готовые узлы для будущего единого евразийского экономического механизма. Задача БЕП — собрать эти узлы воедино не в ущерб тому, что уже продемонстрировало свою эффективность.
«Сегодня взаимоотношения между пятью государствами вышли на уровень углубленного стратегического партнерства и союзничества, наполненного конкретным содержанием как в политической, так и в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, — отмечает в статье Касым-Жомарт Токаев. — Государства Центральной Азии смогли выработать свою прагматичную стратегию внешнеполитических взаимоотношений, которая создала стабилизирующий баланс межстрановых и межрегиональных интересов, позволила нам стать полноправными участниками глобальных процессов. «Центральноазиаты», укрепляя статус миролюбивых государств, активно продвигают свои идеи и проекты в многосторонних структурах, являются учредителями таких успешных и влиятельных организаций, как СНГ, ШОС, СВМДА, ОЭС, ЕАЭС, ОТГ и другие».
Главное содержание БЕП — экономическое воссоединение Евразийского континента. Но расширение экономического взаимодействия неизбежно будет затрагивать и другие сферы сотрудничества — науку и образование, культуру и гуманитарные контакты. Евразийская интеграция не будет успешной, если она сведется к растущим показателям торговли и инвестиций. Социальное взаимодействие народов Евразии и экономическое сотрудничество евразийских государств должны дополнять и стимулировать друг друга.
Об этом же говорит и Касым-Жомарт Токаев: «На просторах Центральной Азии создавались и распадались империи, эволюционировали политические и экономические модели, но неизменно сохранялась своя уникальная идентичность. Испокон веков наши народы гармонично взаимодействовали с различными цивилизациями. Именно благодаря этому регион играл ключевую роль в истории Великого Шелкового пути и Большой Евразии в целом, сохраняя при этом свою этнокультурную и духовную самобытность».
В концепции БЕП особое внимание обращено на то, что развитие экономико-интеграционных процессов в Большой Евразии невозможно без параллельного укрепления континентальной безопасности и разрешения проблем, оставшихся в наследство от XX века и более ранних столетий. К числу этих проблем относятся территориальные споры, сепаратизм, гонка вооружений и угроза распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм и религиозный экстремизм. Поэтому БЕП должно идти рука об руку с развитием механизмов военно-политического сотрудничества на континенте — таких как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
В статье Президента РК тема обеспечения безопасности фактически заглавная. Он напоминает мысль великого аль-Фараби: «Вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья». При этом Касым-Жомарт Токаев выдвигает ряд значимых целей и задач, от решения которых будет зависеть судьба региона и проживающих здесь народов. И на первое место среди них ставит сохранение мира и стабильности не только в Центральной Азии, но и в сопредельных регионах как ключевого условия для долгосрочного развития и прогресса.
«Одним из приоритетных аспектов внешней политики Казахстана является стремление к сбалансированности, — отмечает автор. — Мы неизменно придерживаемся принципа «Мир превыше всего». Как ответственный участник мирового сообщества Казахстан выступает за неукоснительное соблюдение принципов международного права, уважения суверенитета и неприкосновенности границ. С уверенностью скажу, что стран, разделяющих точку зрения Казахстана, немало. Позиции многих стран взаимодополняемы и нацелены на формирование справедливого, предсказуемого миропорядка. В наше неспокойное время это надежный фундамент, на котором можно выстроить конструктивное видение будущего. Особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе посредством разработки Каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер их предупреждения».
По словам главы Казахстана, ключевыми приоритетами государств региона являются формирование неделимого пространства безопасности в Центральной Азии, поиск комплексных подходов к решению узловых вопросов в борьбе с традиционными и новыми угрозами, выработка мер реагирования и предупреждения, а также активное взаимодействие с ООН и другими международными, региональными организациями в данной сфере.
Перечисление совпадений между статьей и концепцией БЕП можно было бы продолжить, их много. Отметим главное: Касым-Жомарт Токаев и авторы БЕП не приемлют однополярного мира со всей его несправедливостью. И в качестве альтернативы ему предлагают многостороннюю архитектуру миропорядка.
«В текущем мировом устройстве идет противостояние между концепциями однополярного и многополярного мира, — отметил в беседе с изданием Sputnik Казахстан политолог Данияр Ашимбаев. — Однополярная модель, продвигаемая коллективным Западом, основана на военно-политических и финансовых инструментах, а также на глобальном контроле над мировой экономикой. В противоположность этому концепция Большого Евразийского партнерства предлагает принципиально новую архитектуру мировой экономики, основанную на взаимовыгоде и отсутствии единого полюса принятия решений».
Это партнерство ориентировано на соблюдение интересов всех стран региона и развитие взаимовыгодной торговли, логистики и финансовых институтов. Тогда как система, основанная на долларе, работает преимущественно на экономику США, а евро привязан к экономике Западной Европы. БЕП же предполагает диверсификацию как торговых, так и финансовых инструментов.
«Евразийская интеграция продвигалась не спеша и поэтапно, — считает Ашимбаев. — Всегда существуют зоны противоречий, есть определенная конкуренция между различными странами. Однако принципы, на которых строится Большое Евразийское партнерство, — это равноправие участников и использование экономических выгод без политического давления со стороны кого-либо».
По мнению политолога, в условиях санкционной войны, которая не принесла выгоды никому, это особенно важно. Кроме того, санкционная война является следствием сопротивления однополярного мира концепции БЕП. «Казахстан благодаря своему географическому положению является связующим центром на направлениях Север — Юг и Запад — Восток, — отмечает Данияр Ашимбаев. — И является коридором между Азией и Европой, между Россией и странами Центральной Азии. Казахстан активно участвовал в процессах интеграции, наработал большой опыт, который может предложить другим странам, и вместе с тем является одним из важных звеньев в этой системе экономики».