Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаСодружество

Безопасность и кооперацию — во главу угла

В Астане под председательством Президента РК Касым-Жомарта Токаева состоялась VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. 

Любопытно, что, кроме призывов о формировании прочной экономической базы многостороннего взаимодействия между государствами, присутствовавшими на встрече не только в узком, но и в расширенном формате, «отдельное внимание было уделено культурно-гуманитарному сотрудничеству». Это в последнее время стало едва ли не камертоном каждой встречи на высшем и высоком уровнях. При этом, по словам главы нашего государства, «культурно-гуманитарные связи постоянно наполняются новым качественным содержанием». Также Президент подчеркнул, что «на регулярной основе проводятся перекрестные Дни культуры, выставки ремесленников, фестивали национальных блюд, форумы молодежи и другие мероприятия». 

Тем не менее экономические взаимосвязи между странами Центральной Азии были поставлены в ходе совместных обсуждений во главу угла. При этом Казахстан поддержал предложение о создании делового совета стран Центральной Азии. 

— Новыми точками роста экономик наших стран могут стать совместные крупные инфраструктурные и транспортные проекты. Хорошие примеры такого взаимовыгодного сотрудничества в регионе уже есть. Речь идет о Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане, Рогунской ГЭС в Таджикистане, газовых проектах Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, строительстве новых транспортных коридоров. Приоритетным является и развитие сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах. 

Также необходимо подкрепить наше всестороннее партнерство новыми договоренностями в таких перспективных отраслях, как сельское хозяйство, логистика, текстильная и химическая промышленность, строительство, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. 

Плюс, по его словам, «большое значение имеет дальнейшее развитие транзитно-транспортного потенциала региона, а также принятие комплексной стратегии развития транспортной системы Центральной Азии». 

— Особое место здесь отводится таким проектам, как Транскаспийский международный транспортный маршрут, коридор «Север — Юг», инициатива «Пояс и Путь», в которые в той или иной степени вовлечены все страны Центральной Азии. Благодаря совместным усилиям последовательно наращивается потенциал железнодорожной магистрали «Казахстан — Туркменистан — Иран». Сегодня это кратчайший маршрут в страны Персидского залива. Перспективным считаем строительство Трансафганской железной дороги, открывающей доступ на рынки Южной Азии. Казахстан проводит масштабную внутреннюю работу в транспортно-транзитной сфере. До 2030 года наша страна планирует модернизировать 11 000 и построить более 5000 километров новых железных дорог, — заявил казахстанский лидер. 

И — да, еще одним нововведением стало предложение Касым-Жомарта Токаева о «необходимости активизации взаимодействия в информационно-аналитической сфере». В связи с чем Президент РК предложил поручить правительствам начать работу по созданию совместных медиапродуктов. 

— Особый акцент нужно сделать на экранизации общих исторических сюжетов, популяризации дружбы и солидарности наших народов. Мы обсуждали создание общерегионального телеканала или новостного интернет-портала. Актуальными остаются разработка и подписание соглашения о сотрудничестве в сфере телевещания в странах Центральной Азии, — отметил Президент Казахстана. 

По этому поводу высказал свое мнение политолог Данияр Ашимбаев, чем он и поделился в своем телеграм-канале. 

— Нужно понимать, что процесс консолидации стран Центральной Азии основан не только на постоянном согласовании проблемных вопросов — вода, экология, энергетика, логистика, торговля, но и должен иметь своего рода идеологию совместного развития. И свое видение представил глава Казахстана, чей международный и политический опыт, подкрепленный экономическим развитием страны, огромными интеграционными наработками и, скажем откровенно, интеллектуальным развитием и наднациональным кругозором, объективно дает возможности для выработки стратегии и идеологии. Квинтэссенцией статьи Касым-Жомарта Токаева являются следующие слова: «Вектор развития Центральной Азии — приверженность традиционным ценностям вкупе со стремлением к модернизации и передовым знаниям. Это делает наш регион самодостаточным и влиятельным участником обновляющейся международной системы. Растущий экономический вес, открытость к инновациям и интеллектуальный потенциал создают предпосылки для трансформации региона в один из драйверов современного мироустройства. Тем более что для этого у наших государств есть все ресурсы и возможности. Убежден, настало время для позиционирования Центральной Азии не только в качестве связующего звена между Азией и Европой, но и как отдельного регионального вектора международных отношений, способного стать новым центром глобального притяжения». При этом Астана не собирается ущемлять суверенитет партнеров по региону или развивать соперничество в регионе, для которого есть немало исторических предпосылок. Напротив, Касым-Жомарт Токаев выступает в роли модератора, стратега и идеолога новой консолидации Центральной Азии, выгодной как всем конструктивным силам региона, так и большинству его стратегических партнеров, — подчеркнул эксперт. 

Мнение своего коллеги поддержал и политолог Газиз Абишев, который полагает, что «в ближайшие годы реальной станет перспектива создания действенного Центрально-Азиатского союза по примеру ЕС. В его рамках можно будет реализовывать инициативы, которые сложно реализовать по евразийскому треку в силу большой разницы в размерах, амбициях государств и продолжающегося культурного отдаления, диктующего степень взаимной открытости». 

— Страны Центральной Азии — это 85 миллионов человек, общая история, близкий менталитет. Одинаковое понимание необходимости взаимопомощи перед лицом давления великих держав. Плюс совокупная самодостаточность стран значительно выше, чем сумма пяти по отдельности. И очередная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила настрой на дальнейшее углубление сотрудничества. 

При этом, что радует, нет излишней спешки: взят приемлемый для всех темп. Суть в том, чтобы страны региона привели попарные двусторонние отношения в идеальное состояние (чему способствуют такие коллективные встречи), после чего пятерка естественным путем двинется дальше. Я уже отмечал, что, в конце концов, речь должна будет зайти о Центрально-Азиатском союзе — объединении без утраты суверенитетов, но взаимных их укреплением, — полагает политолог. Добавляя, что «одна из идей, читаемая между строк, — страны Центральной Азии уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно сесть в кружок и безо всяких посредников не только решить свои собственные проблемы, но и согласовать позицию по отношению к внешним процессам». 

Кроме того, республики считают на несколько ходов вперед, стремясь урегулировать потенциальные точки напряжения еще до того, как «они начнут искрить». И лучше изначально выработать совместную систему рационального и справедливого использования региональных ресурсов, чтобы избежать противоречий в будущем. 

— У Центральной Азии растет международная субъектность, именно поэтому мировые игроки — США, Россия, Китай, Европейский союз, Индия, государства Залива — начинают рассматривать ЦА-5 как пока неоформленный, но кристаллизующийся на глазах региональный альянс. При этом символично было присутствие Президента Азербайджана Алиева. От ЦА его страну отделяет море и больше ничего. Тоже близкая страна по истории, менталитету и национальным интересам. Важный транзитный регион, снижающий географическую изоляцию Центральной Азии. Стратегический треугольник «Казахстан — Узбекистан — Азербайджан» вполне органично сливается с форматом ЦА-5, — заключил Газиз Абишев. 

Вот только, как оказалось, не все воспринимают эти положения как современную данность. Так, по мнению политолога Данияра Ашимбаева, «тезисы, озвученные Президентом Касым-Жомартом Токаевым в программной статье и выступлениями на Консультативной встрече глав государств ЦА, касающиеся вопросов развития и укрепления региональной безопасности, почему-то были восприняты некоторыми изданиями и экспертами чуть ли не как противовес существующим системам евразийской безопасности, таким как ШОС и ОДКБ». 

— Но, во-первых, Президент говорил о вопросах безопасности без какой-либо детализации в контексте общего развития и интеграции региона. Тем более речи о противопоставлении идти не могло. Нужно понимать, что одна из пяти республик — Туркменистан — провозгласила нейтралитет. Узбекистан, в свою очередь, не входит в ОДКБ. 

У всех есть свои представления о коллективной безопасности, и ни о какой новой организации речи и быть не может. Как и о коллективных миротворческих силах. Представляется, что речь может идти о регулярных консультациях на уровне советов безопасности стран ЦентральноАзиатского региона. При этом проблемы безопасности у региона, безусловно, есть. Это и вопросы Каспия, религиозного фундаментализма, внешнего провокационного воздействия. Ситуация с Афганистаном, хотя и внушает определенный оптимизм на данном этапе, но исторически непредсказуема. Понятно, что страны Центральной Азии намерены расширить гуманитарное и экономическое сотрудничество, но и об общих рисках и угрозах забывать нельзя. Но следует помнить, что для Казахстана принципиально важно развитие систем евразийской безопасности. Поэтому никакого противопоставления здесь нет и быть не может, — уверен эксперт. 

Остается добавить, что пост следующего председателя Консультативной встречи перешел к Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву, которому Касым-Жомарт Токаев пожелал больших успехов на этом поприще. 

Во время прошедших в Астане мероприятий на высшем уровне участники всячески подчеркивали «совместную работу и совместное видение перспектив региональной кооперации». 

Читайте в свежем номере: