«Пьяный за рулем — убийца!» Наверняка многие помнят этот лозунг, который был довольно популярен в советское время. Однако теперь, когда нормы закона по данной проблеме в Казахстане ужесточены и пойманный с поличным может быть лишен водительских прав сроком на семь лет, в Парламенте решили задаться вопросом: а не слишком ли это суровое наказание? Хотя сами же депутаты и принимали эту норму в закон, который 19 сентября 2024 года Сенат одобрил в двух чтениях.
Между тем в своем депутатском запросе на имя министра МВД РК Ержана Саденова мажилисмен Николай Арсютин ссылается на «многочисленные обращения граждан».
— В адрес фракции партии «Ауыл» поступают многочисленные обращения граждан, выражающих обеспокоенность нормами статьи 608 КоАП РК. В соответствии с данной статьей управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, а также передача управления такому лицу влечет административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет, — говорит депутат. Добавляя, что в основном обращающиеся недовольны, во-первых, таким пунктом: «лишение права управления транспортным средством на семь лет является одной из самых жестких санкций в мире, при этом норма не учитывает степень тяжести правонарушения (отсутствие ДТП, минимальный уровень алкоголя и т.д.)». Во-вторых, это якобы «отсутствие градации по степени нарушения, формальное рассмотрение административными судами дел по статье 608, где главный аргумент — медицинское заключение».
При этом депутат говорит о том, что «граждане, особенно работающие водителями — бульдозеристы, крановщики, таксисты, дальнобойщики, курьеры, фактически теряют источник дохода, оставляя свои семьи без финансовых средств». По его словам, «согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения, около 500 тысяч человек в стране заняты в сфере такси и доставки через различные интернет-платформы». Тогда как «чрезмерная строгость наказания создает предпосылки для злоупотреблений со стороны сотрудников полиции, что подтверждается жалобами граждан».
— Существуют нарекания к объективности методов установления состояния опьянения, включая возможные ошибки при тестировании на алкоголь и наркотики, — утверждает мажилисмен.
Но почему-то при этом он не спрашивает, почему кто-то из привлеченных к подобной ответственности позволил себе вообще сесть за руль в неадекватном состоянии.
Взамен приводятся некоторые факты.
— По данным Комитета Административной полиции МВД РК, данные предоставлены Комитетом правовой статистики Генеральной прокуратуры, с момента принятия новой редакции этой статьи было осуждено более 200 000 человек (!). Общее число ДТП за 2022-2024 годы составило 62 317, из них в состоянии алкогольного опьянения совершено 1266, — говорит Арсютин. Но думается, что это только число тех, кто попался. А тех, кого «пронесло»? Их же может быть в разы больше…
Тем не менее депутат запрашивает МВД о предоставлении «эффективных профилактических мер, направленных на недопущение нарушения правил».
Но какие именно более эффективные меры депутат имеет в виду? Неужели его самого не пугают цифры, им же и приведенные? Не пугают погибшие взрослые и дети под колесами пьяных водителей? Не настораживает факт, что водители в состоянии алкогольного и иного, подобного ему, опьянения подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих — пассажиров, пешеходов, подставляя под удар свои семьи, в конце концов. А сам мажилисмен сел бы в такси с пьяным водителем? Доверил бы своих детей или внуков шоферу, позволившему себе сесть за руль после приема наркотиков? Ведь неважно, какой степени опьянение при этом было бы.
Так при чем тут международный опыт, на который по непонятной причине так любят ссылаться не только, оказывается, чиновники, но и депутаты?
— Анализ международного опыта по данному вопросу показал, что в ряде стран применяются более дифференцированные меры наказания. К примеру, в Германии предусмотрены градации ответственности: до 0,5 промилле алкоголя — штраф; 0,5-1,1 — штраф и временное лишение прав, свыше 1,1 — уголовная ответственность. Во Франции за превышение 0,5 промилле предусмотрены штраф и временное лишение прав на три года, но наказание ужесточается в случае ДТП или отказа от теста. В США наказание варьируется от штрафов и обязательных курсов до тюремного заключения, но срок лишения прав редко превышает 3-5 лет. В России лишение прав за первое нарушение — 1,5-2 года. Таким образом, в большинстве стран наказания более гибкие, учитывают степень опьянения и обстоятельства правонарушения, что снижает социальные и коррупционные риски, — утверждает мажилисмен.
Однако о чем умолчал депутат? О том, что в 2019 году в России в закон были внесены поправки, предусматривающие за вождение в пьяном виде пожизненное лишение прав, если оно повлекло в ДТП смерть двух и более человек.
В Германии только лишь за вождение в пьяном виде штрафные санкции достигают 1,5 тысячи евро, не говоря о ДТП.
Во Франции за вождение в нетрезвом виде придется выложить 4500 евро, а за совершение ДТП грозит штраф до 35 тысяч евро, причем авария с последствиями может стоить 10 лет тюрьмы или штраф в 150 000 евро.
В Китае нетрезвого водителя, устроившего ДТП со смертельным исходом, могут приговорить к смертной казни через расстрел.
В Японии наказывают не только пьяных водителей, но и их пассажиров. Если водитель окажется нетрезвым, каждый его пассажир должен заплатить штраф в 3000 долларов. В этой стране бармен может также лишиться лицензии, если знает, что продает алкогольные напитки посетителю за рулем.