Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
«Виртуальная корова живет одновременно в нескольких хозяйствах…»
ПолитикаПолитбарометр

«Виртуальная корова живет одновременно в нескольких хозяйствах…»

Что происходит с цифровизацией в Казахстане

В Казахстане уровень цифровизации остается крайне неравномерным. Например, если в сферах финансов и юстиции он достигает 90 и более процентов, то в сельском хозяйстве, торговле, энергетике, экологии и образовании не превышает 30-40. Всего же на текущий момент госорганами оцифровано чуть более 50 процентов необходимых данных. Вот только такая ситуация сильно затрудняет внедрение технологий искусственного интеллекта, призванного облегчить жизнь казахстанцев. 

Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК заявила мажилисвумен Екатерина Смышляева. По ее словам, «проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день организация работы с данными в отраслях требует серьезного внимания». 

— В Послании Президента РК развитие цифровой экономики и внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни должны стать ключевым приоритетом государственной политики. Более того, при заданном курсе большой объем информационных данных становится стратегическим ресурсом. Однако с их оцифровкой все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы, — отмечает она. 

Во-первых, утверждает депутат, данные остаются разрозненными, так как каждое ведомство собирает свои базы и не делится ими. При этом процветает, говорит депутат Смышляева, так называемый дата-феодализм, и никак не определено, кто и в каком порядке имеет право доступа к этим данным. 

— В результате граждане и представители бизнеса по десять раз вводят одну и ту же информацию, а посредники или «помогайки» получают к ней доступ быстрее, чем официальные сервисы и организации. Хуже того, множественные разобщенные базы сегодня имеются не только у разных ведомств, но и внутри критически важных отраслей, таких как образование и здравоохранение, — подчеркивает Смышляева.

Екатерина Смышляева.jpeg

Во-вторых, как следствие, говорит мажилисвумен, мы получаем информационные данные низкого качества. 

— В базах много дублей и устаревших сведений, да и обновляются они нерегулярно. В медицине у одного пациента может быть несколько карт, в сельском хозяйстве все еще актуальна история с «виртуальной коровой», которая одновременно живет в нескольких поселках, и много чего еще, — сетует она. Добавляя к тому же, что «хотя законы давно приравняли электронный документ к бумажному, на практике госорганы все еще требуют бумажные копии». 

— Но при этом почему-то участилась практика нарушения идентичности бумажных и электронных документов, что вызывает споры и не облегчает, а осложняет жизнь казахстанцев, — говорит Екатерина Смышляева. 

И наконец, в отраслях растет количество информационных систем и их бюджетов, но не развивается инфраструктура для сбора данных. 

— Нет достаточного числа датчиков и систем телеметрии. Без этого государство фактически «слепо» в экологии, сельском хозяйстве и транспорте. Кроме того, министерства собирают массивы информации, тратят деньги на их защиту и хранение, но никто не оценивает, как они реально используются. Ведь до сих пор не определены стоимость и порядок монетизации такого важного экономического актива, как данные, — утверждает депутат. Предлагая взамен, согласно требованиям Административно-процессуального кодекса, все-таки исключить практику многократного запроса одной и той же информации и требование бумажных копий. А еще в целях сбора цифровых следов и базовых сведений о человеке рассмотреть возможность внедрения «цифрового портмоне гражданина». Это позволит, по мнению Смышляевой, аккумулировать данные о человеке не только в информационных системах, но и в личном хранилище, формируя «эффективную национальную экосистему данных».

Читайте в свежем номере: