В минувший выходной родственники и друзья предали земле то, что осталось от экибастузского спасателя Айдоса Шаймердена, поиски которого велись с 4 января, когда автобус с четырьмя сотрудниками ТОО «РЦЩ ПВААС» ушел под землю на территории АО «Майкаинзолото». Ненайденным остался один человек. А в Караганде в профессиональный праздник несколько металлургов попали в больницу с ожогами.
Новости о травмах на рабочем месте или хуже — о человеческих жертвах появляются в информационном поле с нехорошей регулярностью. Все помнят трагедию на шахте в Карагандинской области в прошлом году. В начале января этого года земля ушла из-под автобуса на территории АО «Майкаинзолото» вместе с четырьмя спасателями. Последнее громкое происшествие произошло на ферросплавном заводе в Карагандинской области, где ожоги получили сразу шесть человек.
Смертельный провал
Трагедия на территории АО «Майкаинзолото» произошла в январе, вызванные на предприятие спасатели до него не доехали. При подземных разработках образуются пустоты, которые могут стать смертельной ловушкой. Так и случилось. По горячим следам тела двух сотрудников обнаружили и подняли достаточно быстро, а вот с оставшимися вышла заминка — поисковые работы стали опасны для живых. В мае работы в районе горного отвода возобновили.
Для сканирования и определения местонахождения автобуса 17 июня были привлечены специалисты АО «Алтыналмас», которые предположительно определили местонахождение автобуса на глубине 12 метров от дна образовавшейся воронки. Через два дня было найдено тело спасателя Айдоса Шаймердена. Осталось поднять тело еще одного — водителя автобуса Айыпа Тлеубергенова.
Трагедия в праздник
На ферросплавном заводе компании YDD Corporation, расположенном в Караганде, 20 июля произошел внезапный выброс пламени на печи No 1. В результате пострадали восемь работников предприятия, получивших травмы различной степени. Шестерых пострадавших госпитализировали в отделение реанимации и интенсивной терапии, двоих — в отделение комбустологии. По факту произошедшего на заводе YDD начато досудебное расследование по части 2 статьи 156 УК «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». Проводятся следственные мероприятия. Обстоятельства выясняются.
Борьба за здоровье и жизнь пациентов продолжается. Однако в ночь на вторник от глубоких ожогов, площадь которых составляла 85 процентов тела, скончался 31-летний Музафар Исмайлов. Врачи не смогли вывести его из критического состояния. В среду, 24 июля, в Караганде, несмотря на все усилия врачей, скончался еще один пострадавший. В больнице остаются три работника в крайне тяжелом и три — в тяжелом состоянии. У всех глубокие ожоги лица, рук, груди, живота.
Статистика — вещь упрямая
За первое полугодие 2024 года на предприятиях страны пострадали 700 работников, что на 10,6 процента больше, чем за аналогичный период 2023 года (633), из них погибли 90, что на 30 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (69). Об этом во время встречи с Министром труда и соци
Больше всего пострадавших на предприятиях горно-металлургической промышленности — 17 процентов, строительной отрасли — 13 процентов и на предприятиях коммунального хозяйства — 5 процентов. Число пострадавших на производстве в Алматинской области увеличилось с 10 до 27 человек, а количество происшествий со смертельным исходом возросло с нуля до трех. Основными причинами несчастных случаев со смертельным исходом являются: грубое нарушение работником требований по охране труда и трудовой дисциплины — 33 процента (101 случай); дорожно-транспортные происшествия — 11,4 процента (35 случаев); неудовлетворительная организация работодателем производства работ — 31 процент (96 случаев).
«Несмотря на принимаемые меры, в этом году не удалось сохранить сложившуюся за последние годы положительную динамику по снижению производственного травматизма в Казахстане», — сказал Толеген Оспанкулов.
Кому штраф, а кому тюрьма
Если говорить об ответственности, то она предусмотрена статьей 156 Уголовного кодекса «Нарушение правил охраны труда». Частью 1 (когда последствием стало причинение вреда здоровью средней тяжести) — штраф до 150 МРП либо арест до 40 суток. Частью 2 (тяжкий вред здоровью) — штраф до 200 МРП или арест до 50 суток. Частью 3 (когда нарушение правил охраны труда привело по неосторожности к смерти человека) — ограничение или лишение свободы на срок до пяти лет. Частью 4 (смерть двух или более человек) — ограничение либо лишение свободы на срок до семи лет.
У всех еще свежа память о трагедии позапрошлого года на шахте имени Ленина, где при проведении работ по бурению восстающих газодренажных и дренажных скважин из выработки породного бремсберга произошло загазирование метаном предельной нормы с выходом повышенного количества газа и пыли. Затем последовал взрыв. В результате образовавшейся взрывной волны пять шахтеров погибли на месте, четырем причинены средний и тяжкий вред здоровью.
На скамье подсудимых оказались главный инженер, начальник смены и другие обвиняемые в нарушении правил безопасности при ведении горных работ, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц. Суд вынес решение: обвиняемые получили по четыре-пять лет лишения свободы.
Как минимизировать потери?
Бытует мнение, что основными пострадавшими на производстве являются молодые сотрудники и опытные. Первые попадают в переделку по неопытности, вторые — из-за самоуверенности.
Главное условие того, что человек будет внимателен, — это страх, но даже не страх возможной трагедии, а страх перед неминуемым финансовым наказанием: не выполнил правила — тебя оштрафуют. Наверное, поэтому во всех зарубежных фильмах, если там показывают производство, люди даже в столовой ходят в касках и выполняют необходимые правила безопасности. Лучший стимулятор безопасности — наказание тенге.
И еще немаловажный факт:уработникадолжны быть все средства защиты, предписанные правилами. Это уже забота работодателя. И если они не выполняются, должен работать профсоюз. Желательно независимый.