Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Спор вокруг мирного атома
ПолитикаПолитбарометр

Спор вокруг мирного атома

В Казахстане завершились публичные обсуждения по строительству АЭС

WELAR

Итоговые публичные слушания, касающиеся вопроса строительства атомной электростанции в Казахстане, после дискуссий в регионах прошли в Астане. 

Дискуссии, которые на протяжении нескольких месяцев проходили во всех регионах Казахстана, теперь должны будут завершиться референдумом по строительству АЭС предстоящей осенью. Политолог Газиз Абишев в своем телеграм-канале заметил, что «референдум — принципиальный и общественно-полезный процесс. Но не исключено, что, если бы собрались все более-менее квалифицированные энергетики страны, они бы путем голосования быстро решили вопрос в пользу строительства АЭС».

Тогда как, по мнению политического обозревателя Данияра Ашимбаева, которым он поделился в своих социальных сетях, «противники строительства АЭС делятся на несколько категорий».

— Первые — это лоббисты разных иностранных проектов, которые хотят утопить наиболее очевидный вариант Росатома. Вторые — лоббисты многочисленных ВИЭ, которые получают хорошие заказы от бюджета и квазигоссектора, но проигрывают атомщикам. Третьи — экологи, но не профессионалы, а скорее эмоциональные граждане. И четвертые — это «полигонщики», которые используют антиядерную тему исходя из опыта Семипалатинского полигона, хотя это достаточно разные вещи. Да и с полигоном ситуация, нужно отметить, далеко не столь однозначная, — полагает эксперт. 

Между тем мнения в ходе слушаний были выдвинуты разные. Как, например, такие, что «дефицит электроэнергии можно решить и без АЭС, атомные станции есть только в 33 странах, а во всех остальных нет, и у них все же есть электричество». На что тот же Газиз Абишев ответил, что «это тот случай, когда детали имеют значение», перечислив количество государств, у которых в наличии имеется даже не одна, а несколько АЭС. 

Напомним, что всего на сегодняшний день в мире насчитывается 439 действующих атомных реакторов общей мощностью 395 тысяч МВт. В 2023 году на атомную энергетику приходилось девять процентов от всего производства электроэнергии. Лидируют по мощности действующих АЭС в разрезе стран США — почти 97 тысяч МВт. При этом любопытно высказывание по этому поводу мажилисмена Никиты Шаталова: 

— Вся атомная промышленность США произвела за 60 лет ядерных отходов размером с один супермаркет. А это страна с самым большим количеством ядерных реакторов. И все это — продукт для дальнейшей переработки, вторичное топливо, которое снова будет использовано. У Казахстана при этом есть богатый опыт хранения ядерных отходов, экспериментальная ядерная физика и богатые залежи урана, который уже проходит переработку. В перспективе, если АЭС в республике появится, у нас будет полный топливный цикл, который позволит и снабжать самих себя, и экспортировать продукт с высокой добавленной стоимостью, — подчеркнул депутат. 

На втором месте расположилась Франция — 61,4 тысячи МВт. Замыкает топ-3 Китай — 54,4 тысячи МВт. В топовую десятку по мощности атомной энергетики также вошли Япония, Россия, Южная Корея, Канада, Украина, Индия и Испания.

Плюс на стадии строительства находится еще 64 реактора общей мощностью 67,7 тысячи МВт. Это, по мнению экспертов, говорит о высоком спросе на атомную энергетику в мире. Они приводят в пример использование атомной энергии, например, в той же Беларуси, где генерировать энергию с помощью АЭС в республике начали в 2020 году. С учетом прошлогоднего запуска сейчас эта страна располагает двумя активными реакторами общей мощностью 2,2 тысячи МВт. Оба реактора — российской модели ВВЭР В-491. 

Примером на глобальном рынке может служить Китай. Сегодня в Поднебесной насчитывается 56 действующих реакторов общей мощностью 54,4 тысячи МВт и 30 реакторов в стадии строительства общей мощностью 32,5 тысячи МВт. Всего за 10 лет атомная мощность КНР увеличилась более чем втрое, а объем выработанной с помощью атомных станций электроэнергии — в 3,8 раза.

Возвращаясь к Казахстану, хотелось бы выделить действительно серьезный вопрос, который в будущем, несомненно, коснется всех и каждого, и о котором очень емко высказался депутат Шаталов. 

— Среди конструктивных противников АЭС — тех, кто приводит цифры и факты, а не эмоции и мифы, и сомневающихся — ключевой вопрос касается экономической эффективности станции. Люди уже хотят знать, какой тариф будет на электричество, но он зависит от выбора технологии уже после референдума. С помощью референдума мы как нация должны согласиться на определенный курс развития, от которого зависит будущее казахстанской экономики. Преодоление страхов и принципиальное решение по развитию атомной энергетики в Казахстане — это вовлечение общества в вопросы развития. Уникальный кейс для нашей политической системы, — отметил он. Добавив, что «мирный атом не должен быть политической проблемой — крупнейшие экономики мира идут по этому пути и производят дальнейшие исследования для повышения эффективности генерации и создания новых технологий». 

С ним согласен и Данияр Ашимбаев, который отмечает «многолетний и успешный опыт эксплуатации двух реакторов — на МАЭК и в ИЯФ». 

— Причем алматинский реактор прошел модернизацию систем безопасности и сейсмоусиления после Чернобыля и Спитакского землетрясения. На исследовательских реакторах в Курчатове обработаны многочисленные технологические инновации в партнерстве с россиянами, японцами и американцами. Да и для Казахстана атомная энергетика не является чем-то новым и незнакомым. Это работающий сектор, который может и должен приносить пользу национальной экономике, — заключил эксперт. 

Читайте в свежем номере: