Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаПолитбарометр

Профессиональный подход

Депутаты Мажилиса Парламента РК в очередной раз озвучили поправки в законопроект «О СМИ», однако ничего существенного, что могло бы реально положительно сказаться на работе казахстанских журналистов, к сожалению, пока не прозвучало.

Так, в своем депутатском запросе мажилисмен Сергей Пономарев упомянул о так называемом сроке исковой давности. Спору нет — вопрос важный, поскольку сегодня, как оказалось, он почему-то не ограничен. И потому компания или человек, про кого когда-то нелестно отозвались в СМИ, и который вдруг вспоминает об этом спустя энное количество времени, может подать иск на СМИ даже через 15 и более лет. Депутаты же предложили ограничить данный срок тремя годами. В то время как, согласно запросам самих журналистов, неоднократно освещаемых в социальных сетях и т.п., речь шла об одном годе. Поэтому не совсем понятно, отчего депутаты не прислушались к мнению непосредственно заинтересованной стороны. 

Следующие поправки коснулись сокращения срока давности предоставления ответа по запросам журналистов с семи, хотя на самом деле эта цифра зачастую растягивается от двух недель до месяца, вроде как до пяти дней.

— Хотя и это много, новостей со словом «вчера» не бывает, а у нас еще и с ответами тянут до тех пор, пока про событие все не забудут, — говорит мажилисмен Сергей Пономарев. Вот только интересно — будут ли даже и в этом случае как госорганы, так и иже с ними соблюдать данную норму, если до сих пор редко кто идет навстречу журналистам, понимая важность и главное — оперативность запрашиваемой информации. В то время как глава государства в своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года, по словам Пономарева, отмечал, что «государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа». 

Упоминают депутаты и про пресс-карту для журналистов, которая, по их мнению, может вызвать спорные моменты и вроде как «будет ущемлять «права на свободу слова и получение информации». 

пономарев.jpg
Сергей Пономарев

— Как журналист с 30-летним опытом, хочу вступиться за своих коллег и избавить их от излишней опеки. Речь — о пресс-карте. Уже в понятийном аппарате определяется, что владельцы этих так называемых пропусков будут иметь особый статус. А это нарушает конституционные права других журналистов. 

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 29, получить пресс-карту можно при наличии опыта работы в СМИ не менее трех лет, диплома о высшем образовании соответствующей или смежной специальности. Но очень часто в журналистике особенно ярко пишут непрофессиональные журналисты либо молодые ребята, которые не успели еще проработать эти самые три года. К тому же развивается журналистика и в социальных сетях, телеграм-каналах, где авторы также не имеют дипломов и стажа. Этот документ по замыслу будет выдавать специальная комиссия профильного министерства, и есть риск, что у членов комиссии появятся свои «любимчики» и «нелюбимчики». Налицо сегрегация журналистов, — утверждает Пономарев. 

Однако можно и поспорить, выдвинув контраргументы. Ведь журналистика должна быть профессиональной, и работать в ней должны те, кто действительно имеет опыт, а также соответствующее образование (или смежное с ним). И желательно, чтобы журналисты были зарегистрированы в каком-либо СМИ. Дело в том, что все остальные — авторы, пишущие в социальных сетях, и т.п. — с профессиональной журналистикой имеют очень мало общего. 

Особенно это касается пресловутых блогеров, которым сегодня может быть любой. Причем для этого вовсе не нужно иметь ни профобразования, ни кругозора. Необходимы лишь смартфон и желание сделать себе пиар. И вот что еще немаловажно: блогер не обязан нести ответственность за то, что пишет и выкладывает на своем канале. Настоящий же журналист работает в соответствии с требованиями ряда законов и подзаконных актов. Поэтому он частенько становится не только мишенью для гражданско-правовых исков, но даже фигурантом досудебных уголовных расследований. Впрочем, как и то СМИ, в котором журналист трудится. 

В итоге получается, что парламентарии, к сожалению, в очередной раз не учли пожеланий самих представителей масс-медиа, ограничившись малозначимыми поправками. А это в очередной раз может и скорее всего повлечет за собой затягивание принятия законопроекта, который бы действительно помог казахстанским журналистам осуществлять их профессиональную деятельность. 

Читайте в свежем номере: