Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаПолитбарометр

Поле битвы - утильсбор

Смогут ли общество и государство сесть за один стол переговоров по вопросу утильсбора в Казахстане

В Алматы состоялись так называемые общественные слушания по утильсбору на очередном предприятии автопрома. Движение #НетУтильсбору отказалось от участия и провело свою пресс-конференцию.

До этого рабочая группа по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора провела два заседания, в том числе одно выездное в Кустанае. При этом первое, так и не состоявшееся заседание, было фактически сорвано. Кроме того, рабочая группа посетила заводы «Hyundai Trans Almaty», АО «АгромашХолдинг KZ», «Allur». Состоялись туры на заводы «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАЗ» в Семипалатинске, и на завод «Камаз-Инжиниринг» в Кокшетау, от участия в которых инициативная группа отказалась. 

При этом директор департамента интеграции и международного сотрудничества МПС РК Адилбек Бектибаев заметил, что движение #НетУтильсбору было создано в декабре 2019 года, хотя утилизационный сбор на автомобили был введен тремя годами ранее». А в 2019 утильсбор был введен на сельхозтехнику.

- Среди основных претензий противников утильсбора звучало и обвинение в том, что автопроизводители якобы не уплачивают КПН. Однако за последние пять лет предприятия автопрома внесли в бюджет 116 миллиардов тенге налогов, включая КПН. Казахстанским автопроизводителям предъявляются четкие требования по локализации, соответствующие международным стандартам, а исполнение обязательств в рамках соглашений о промышленной сборке и соблюдение автопроизводителями налогового и таможенного законодательства на постоянной основе контролируется МПС РК, Комитетом госдоходов МФ РК и другими уполномоченными органами, - подчеркнул Бектибаев.

Между тем, эти общественные слушания прошли без участия общественности. движение #НетУтильсбору отказалось от участия в данном мероприятии. Уточним, что именно это общественное движение инициировало петицию об отмене утилизационного и регистрационного сборов на автотранспорт и сельхозтехнику, которую подписали 50 тыс. казахстанцев, возмущенных негативными последствиями введения этих платежей.

#НетУтильсбору провели свою пресс-конференцию в Алматы.

Один из лидеров движения Санжар Бокаев так объяснил отказ от участия в мероприятии: «Общественные слушания должны проводиться в открытом и публичном формате, у всех желающих должна быть возможность попасть туда. Однако место проведения не позволяло в полной мере принять заинтересованным гражданам участие. Мы знаем граждан, которые приехали туда и их не запустили. Как можно проводить публичные слушания за высоким забором? Рабочая комиссия была на этом месте ранее. И предлагают проводить общественные слушания там же. Это говорит об открытом лоббировании интересов автосборщиков. На общественных слушаниях должны выноситься итоги изысканий и проекты решений. Но без общественности и экспертов это невозможно. Проект решений никто не предоставил. Ни одно наше предложение не было принято. Министр промышленности Канат Шарлапаев на заседаниях ни разу не появился. Ни министерство, ни правительство до сих пор не ответили на наши вопросы». 

По информации лидера движения #НетУтильсбору, министерству промышленности был направлен экспертный анализ итогов осмотра производств, ценовой анализ, статистика, развернутый аналитический документ по злоупотреблениям в сфере промышленной сборки. 

«Мы направили проект решения по петиции, согласно которому ставки должны быть снижены до 150 тысяч на легковой автомобиль и до нуля – на сельхозтехнику и спецтранспорт. И предложили еще 25 вариантов решений данной проблемы. Министерство промышленности должно было обсудить с нами проект. Да, какие-то могут быть не приняты, какие-то нет возможности реализовать. Но дискуссии не было. Правительство не предоставило ни одно из решений, просто отказали. Мы выезжали в Костанай и в Кокшетау. Мы ждали аналитическую работу от министерства, разработку методологии. Безрезультатно. Мы предлагали выезжать не на автопром, а на заводы по утилизации. Это же логично. Вопрос же об утильсборе, а не об автопроме. Но заводы по утилизации так никто и не посетил. Например, завод по утилизации сельхозтехники в Костанае не посетили. Мы предлагали выехать в регионы, где наибольшее число устаревших автомобилей. Это западные регионы. Когда создавали рабочую комиссию, не включили в нее никого из 35 депутатов, которые также против утильсбора. Не изучен международный опыт, не проведен правовой анализ», - перечислил Санжар Бокаев. 

Общественники требуют заново провести общественные слушания в публичном формате на нейтральной территории, чтобы каждый желающий мог туда попасть, чтобы сам министр Шарлапаев выступил перед гражданами.

«Наш основной вопрос: почему казахстанцы из своего кармана должны финансировать частный автопром? По нашим данным, с казахстанцев собрали 1,1 трлн тенге. А субсидии автопрому в виде освобождения от налогов и предоставления льготных займов составили около 1,5 трлн тенге. Итого 2,5 трлн тенге. Учитывая, что строительство одной ТЭЦ обходится в 250 млрд тенге, можно было на эти деньги решить проблемы всех наших замерзающих городов», - резюмирует Санжар Бокаев.

Читайте в свежем номере: