В Казахстане работает практически 14,5 тысячи мигрантов. Много это или мало? Депутаты фракции «Ак жол» считают, что этого мало и необходимо привлечь еще больше. Зачем и почему?
В своем очередном депутатском запросе на имя премьер-министра РК мажилисмен Ерлан Барлыбаев по этому вопросу сослался на то, что в ноябре текущего года в Ташкенте прошла VII Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, где были обсуждены вопросы сотрудничества, а также интеграции между странами Центральной Азии. В рамках этих встреч фракция предложила рассмотреть вопросы в трудовой сфере. Тем более что, по мнению мажилисменов этой фракции, «сегодня в трудовой сфере Казахстана складываются серьезные изменения, которые требуют системного реагирования со стороны государства и смены подходов регулировании».
— При этом наблюдается ежегодный рост количества юридических лиц в среднем на 4,5 процента, и за последние десять лет их количество выросло с 360 тысяч до 536 тысяч человек. И надо отметить, что основной рост происходит за счет МСБ, их количество каждый год стабильно увеличивается в среднем на 4,6 процента. В целом это позитивная тенденция, однако такие быстрые темпы вызывают сомнения в том, что МСБ обеспечен качественными постоянными рабочими местами. Кроме того, государство запускает крупные инфраструктурные проекты — строительство ТЭЦ, трех АЭС, развитие зеленой энергетики, развитие ЖКХ и транспортной сети. Быстрая реализация проектов потребует тысяч специалистов, и местных ресурсов может не хватить, — уверяет Ерлан Барлыбаев.
Между тем, согласно прогнозам АО «Центр развития трудовых ресурсов», в период с 2025 по 2035 год совокупный спрос на наемных работников оценивался в три миллиона человек в базовом сценарии. Из них 813 тысяч приходится на рабочие кадры. Наибольшая потребность ожидается в промышленности (27 процентов) и в строительстве (11 процентов).
При этом депутат говорит, что «в Казахстане уровень зарплат остается наивысшим среди стран Центральной Азии и значительно превышает средние показатели по региону». Что, однако, является достаточно спорным вопросом, так же как и выдвигаемое им предложение.
Да, сегодня в Казахстане достаточно рабочих мест, особенно в сфере услуг, строительстве и сельском хозяйстве. Однако наблюдается тенденция закрытия границ и усиления протекционизма, а также ужесточения правил въезда. Что, кстати, вряд ли можно назвать случайностью, а скорее, пониманием проблем бесконтрольного привлечения миграционных потоков. И что особенно ощущается на примере соседней России и стран Западной Европы.
Тем не менее фракция партии «Акжол» все равно считает, что «Казахстану необходимо привлечь трудовых мигрантов из братских центральноазиатских республик». Хотя и с поправкой на то, что «миграционными потоками необходимо управлять стратегически, с акцентом на квалификацию, налоги и интеграцию, и тогда они станут источником экономического роста и социальной стабильности. При этом важно, чтобы экономическая выгода оставалась в стране».
Однако следующее высказывание Ерлана Барлыбаева можно практически назвать ответом на задаваемый им же вопрос. А именно: «На данный момент трудовые мигранты по факту уже присутствуют в экономике Казахстана, в основном они работают нелегально, что способствует коррупции на местах».
По видам экономической деятельности наибольшее количество работает в сфере строительства — 4908 человек, сельского, лесного и рыбного хозяйства — 2808 человек, в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — 1173 человека, в обрабатывающей промышленности — 1105 человек.
При этом основными странами исхода трудовых мигрантов являются в первую очередь Китай — 5405 человек, затем идет Узбекистан — 2455, Турция — 1042, Индия — 1012 человека.
И Минтруда неслучайно проводит ограничительные мероприятия, ежегодно вводя и отслеживая новые квоты на привлечение в республику иностранных специалистов. Все делается в целях защиты внутреннего рынка труда. Который, как можно отследить на примере той же Москвы, довольно быстро потерял ориентиры, приведя не только к отрицательным последствиям неконтролируемого миграционного потока, но и к многочисленным «неудобствам» для местного населения, с ним связанных.
Что касается Казахстана, то в 2025 году общая квота на иностранную рабочую силу была установлена в связи с расширением перечня профессий для осуществления трудовой деятельности сезонных иностранных работников в размере 0,25 процента по отношению к общей численности рабочей силы в республике, или 19,4 тысячи единиц. Что все равно несколько выше, нежели было утверждено приказом министра в начале уходящего года. То есть, как говорят приведенные цифры, привлечение миграционной рабочей силы в РК растет, пусть и не такими темпами, как это предлагают депутаты фракции «Ак жол». Но больше, кажется, и не надо. Если, конечно, РК не собирается повторять в этом опыт России и стран ЕС.
