Отделять зерна от плевел в полемике о Великой Отечественной и Второй мировой войнах, разгроме итальянского фашизма и германского нацизма, как и различать сторонников и противников исторической правды, несложно. Для этого достаточно задать участникам споров вопрос об их отношении ко Дню Победы.
Доходит до кощунства
В новые времена в канун и после Дня Победы, да и в другие периоды в соцсетях, интернете и на страницах СМИ множатся высказывания против майских торжеств. Риторика годами не меняется: мол, надо не праздновать, а лишь скорбеть. Победителей почти не осталось, люди XXI века не имеют отношения к свершениям предков, нынешние поколения вообще непричастны к Победе.
Доходит до кощунства — до оценок Великой Отечественной, миллионов ее жертв и Победы «бессмысленными» и попыток поставить в пример коллаборационистское правительство Виши, сдавшее на милость Гитлеру Францию. Которую в итоге освободили от нацизма вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции бойцы французского Сопротивления во главе с генералом, будущим главой государства Шарлем де Голлем.
Из Казахстана ушли на фронт 1,2 миллиона человек, из которых половина не вернулась. Но война докатывалась до республики не только приносившими горе похоронками и бедами эвакуированных в республику граждан. Как доказано уже в новые времена, боевые действия шли непосредственно на казахстанской земле и в небе над ней. В Гурьевской (ныне Атырауской) области были ликвидированы в бою полтора десятка вражеских диверсантов. Еще одна диверсионная группа была уничтожена в Уральской (сейчас Западно-Казахстанской) области.
Фашистская авиация интенсивно бомбила крайний запад республики. Только на железнодорожные станции Жаныбек, Сайхин и Шонгай было совершено около 80 авианалетов. В результате лишь одного из них погибли 90 и получили ранения 150 военных и гражданских лиц. Неоднократным бомбежкам подвергались населенные пункты Урда, Алгабас, Енбек. Недостигнутая цель попыток диверсий и бомбардировок — парализовать работу первых казахстанских нефтепромыслов и отправку топлива на советско-германский фронт.
Уничтожить и поработить
Общие потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили около 27 миллионов человек. И это не следствие «забрасывания немцев трупами» и не «бездарности генералов-мясников», как пишут некоторые авторы. Соотношение военных потерь СССР и германского вермахта с союзниками на Восточном фронте составило 1,3 : 1. Из советского плена живыми вернулось 86,5 процента немецких и других военнослужащих стран — союзниц Третьего рейха. А из немецкого плена вернулись менее 45 процентов солдат и офицеров Красной Армии.
Огромная разница в потерях между Советским Союзом, Германией и ее союзниками возникла из-за массовой гибели мирного населения. На оккупированных территориях СССР было уничтожено, по самым скромным оценкам, около 14 миллионов гражданских лиц. Около 7,5 миллиона стали жертвами целенаправленного истребления, более четырех миллионов погибли от голода и болезней, почти 2,2 миллиона замучены рабским трудом на оккупантов.
Уничтожение советского гражданского населения — сознательная политика рейха. Ведь идеологической основой нацистской Германии была расовая теория. То есть расовый фактор превращался в залог жизни человека. Главное доказательство — книга Mein Kampf («Моя борьба»), написанная Гитлером в 1925 году и буквально кишащая расистскими идеями. Опираясь на них, куратор СС и гестапо Генрих Гиммлер говорил: «Известно, что такое славяне. Это низкокачественный человеческий материал. Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим человеческим животным. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботиться о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым еще больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними».
Генеральная линия завоевания «жизненного пространства» на Востоке предполагала сокращение численности «низших рас», к которым были отнесены «недочеловеки» — славянские, азиатские и другие народы. Их представителей германский нацизм считал поголовно «расово неполноценными». Поэтому в случае победы над СССР гитлеровцы планировали в отношении советских людей только два варианта — уничтожить непокорных и поработить оставшихся в живых.
На территории Центральной Азии нацисты планировали создать так называемый Большой Туркестан. Ни о какой его независимости речи не шло. Она велась об экономическом объединении пяти союзных республик в единый германский рейхскомиссариат, который бы выкачивал из региона сельскохозпродукцию и рабскую рабочую силу, а «излишки» местного населения уничтожались бы в концлагерях. Кроме того, гитлеровцы видели Центрально-Азиатский регион как плацдарм для продвижения на юго-восток, изгнания Великобритании из Индии и ее оккупации.
Существовал и другой вариант: передача Центральной Азии на откуп одной из двух главных союзниц Германии — Японии, которая с 1920-х годов строила свою колониальную империю Ямато, известную также под названием «Великая восточноазиатская сфера взаимного процветания». То есть раздел мира на троих: Европа, Африка и Америка — нацистской Германии и фашистской Италии, Азия — Японии. Этот вариант был обозначен в Тройственном акте, подписанном осенью 1940 года официальными лицами Германии, Италии и Японии. Границей между «тысячелетним рейхом» и Японской империей мог стать Уральский хребет. По нему, как свидетельствовали очевидцы, Гитлер на глобусе в своей резиденции Бергхоф нарисовал линию, обозначавшую будущую границу сфер влияния Германии и Японии.
Победа фюрера и его союзников привела бы к катастрофическим последствиям для всей Центральной Азии. Не было бы сегодня государств, которые являются суверенными. Это и есть эхо мая 1945 года — само существование народов и республик Центральной Азии в нынешнем виде. Центральная Азия, претендующая сегодня на связующую роль в евразийской интеграции, оказалась бы задним двором между Большой Европой и империей Ямато.
Предвосхищение героя
В обоих раскладах, будь они реализованы, те, кто сегодня называет День Победы не иначе как «победобесием», просто не появились бы на свет. Не цитируем подробно их, живых, только потому, что не хотим лишний раз тиражировать оскорбительные опусы маргиналов. Ограничимся лишь цитатой слов человека, который слывет в Казахстане писателем и публицистом.
«Казахский народ не начинал эту войну, — сказал в интервью газете «Жас Алаш» Марат Токашбаев. — Мы всего лишь стали ее принужденными участниками. Через военкоматы было призвано и воевало на передовой свыше 700 000 казахских граждан. А на другой стороне окопов в составе армии Власова, в Туркестанском легионе и в составе Украинской повстанческой армии были казахские парни, которые сознательно воевали за освобождение Казахстана от большевистской власти...»
«Почему теперь, после возвращения страной независимости, мы должны относиться к тем нашим сыновьям с презрительным советским взглядом вчерашнего дня? Нам дорог каждый казах-фронтовик. Независимо, на чьей стороне он воевал. Их потомки не должны обвиняться в предательстве и должны быть официально реабилитированы. И 9 Мая — не День Победы казахского народа, это день памяти всех воинов, погибших на фронте, а затем умерших от боевых ран в мирное время. Таким образом следует изменить статус 9 Мая», — продолжил Марат Токашбаев.
Это сказано весной 2021 года. Задолго до названного интервью, сам того не ведая, предвосхитил процитированный спич Герой Советского Союза Бауыржан Момышулы. «Если под знамя свастики и порабощения встанет мой брат по крови, казах, я и его буду ненавидеть», — это слова прославленного воина и достойного сына казахского народа в повести «Волоколамское шоссе», которая была настольной книгой Че Гевары, носившего ее в полевом планшете.
Точно так же заслуживают презрения все, кто сегодня подвергает сомнению выбор и роль казахского и других народов многонациональных СССР и Казахстана в Великой Отечественной и Дне Великой Победы над нацизмом.
«No pasaran!» — объявила в пламенной речи Долорес Ибаррури по прозвищу Пассионария (Страстная) в 1936 году в начале гражданской войны в Испании между республиканцами и рвавшимися к власти националистами во главе с генералом Франко. Что означало — они, то есть франкисты, не пройдут. Республиканцы потерпели поражение, положившее начало самому мрачному периоду Испании в ХХ веке. Но клич «No pasaran!» прочно вошел в историю символом мирового антифашистского движения.
Знания хулителей Дня Победы, некоторые из которых надеются встретить победу Украины над Россией «со слезами на глазах», полезно обогатить и хлестким словом «хлюзда». Так советское поколение 1950-1960-х называло в детских играх мухлевщиков. Иногда их наказывали кулаками, приговаривая: «Хлюзда всегда на правду выйдет».
Вокруг Центральной Азии и Казахстана верхи коллективного Запада, этого коллективного хлюзды, шизанутого на искажении исторической правды, включая Великую Отечественную, Вторую мировую войны и День Победы, разворачивают большую взрослую игру. Этот коллективный хлюзда рвется в Центральную Азию не ей помогать, а себя, испытывающего острую нехватку стратегического сырья (урана и редкоземов), спасать. Оставим без комментариев наблюдаемую услужливость государств Центральной Азии перед коллективным западным хлюздой в свете обещанных последним 10 миллиардов долларов в виде кредитов.
Но не умолчим о том, что вызывает возмущение долготерпением официальной Астаны. Более четверти века под предлогом плюрализма и толерантности она исполняет роль кота Леопольда в отношении к действующим в Казахстане и кормящимся от щедрот западного коллективного хлюзды конторам вроде CAPS (Central Asian policy studies) Unlock, бывший Фонд Сорос Казахстан) и иже с ними. Большинство из них не что иное, как ячейки продвижения западных замыслов вроде легализации однополых браков, ювенальной юстиции и прочей либераст-ереси, чуждой казахстанскому народу.
Пример подал соседний Кыргызстан, где за три недели до Дня Победы-2024 вступил в силу закон об иноагентах. В связи с ним объявил об уходе из республики Фонд Сорос Кыргызстан и о том же подумывают другие выкормыши коллективного западного хлюзды. Аналогичный закон давным-давно необходим Казахстану. Среди прочего закон наверняка уменьшит число желающих прикрываться привнесенными западным хлюздой «плюрализмом» и «толерантностью», крайне опасными в теме Великой Отечественной войны и святого Дня Победы.
«No pasaran!» — все, кто глумится над Подвигом и Памятью о нем.