Китаефобия, а вернее китаебоязнь, характернейшая черта казахстанского общества. Ответ на вопрос, кто виноват во всяческих бедах казахстанцев, очевиден и предсказуем. Китайцы, конечно. Что удивительно, такой ответ всегда удовлетворяет большинство пользователей.
Особую озабоченность обывателей вызывает “засилие” китайцев в Казахстане. И никаким разъяснениям успокаивающих чиновников земляки не верят. Хотя, чтобы понять надуманность посыла, достаточно сравнить улицы наших городов с той же Европой. Когда мигранты действительная проблема, они прекрасно выделяются на общем фоне своей инокостью. В Европе, кстати, это было хорошо заметно еще до наката “новой волны” с севера Африки и Ближнего Востока. Невооруженным взглядом. У нас же такого нет и близко. Миллион китайцев в 19-миллионном Казахстане не утаишь.
Истины ради нужно отметить, что страсть пугать друг друга китайцами стала навязчивой и всеобщей фишкой всего мирового медиапространства. Но так ли на самом деле страшны китайцы, как их ныне малюют и тиражируют? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно, как обычно, вглядеться в историю.
Страх мирового сообщества перед перманентно возрастающей “энергетикой” Китая явление, появившееся не сегодня. Этот страх был одним из тех побочных продуктов, которые пришли на Запад по Великому Шелковому пути вместе с шелком, фарфором и бумагой. Вся эта людоликая саранча Иоаннова “Откровения”, все эти апокалипсические Гоги-Магоги не что иное, как мифологическая трансформация того самого экспортного страха. Любопытно, что чинофобия появились в Европе за много веков до того, как первые европейцы увидали первых китайцев и их магазины заполнились доступными товарами с маркировкой made in China.
Однако личная встреча не рассеяла страхов, скорее, напротив. Термин “желтая угроза” прочно утвердился в политологии и политике с середины позапрошлого века. И хотя на роль главного носителя этой угрозы временами с успехом претендовала и Япония, все же наиболее постоянным и сильным источником мирового страха оставался Китай. Даже в те годы, когда Поднебесная переживала свои не самые лучшие времена и многие светлые умы глубокомысленно рассуждали о скором летальном исходе “больного человека”.
Не исключено, что именно желтая угроза Западу стала истинной причиной той перманентной конфронтации между ее главными “носителями” омрачившей биографию Дальнего Востока в XX веке и определившей ее архитектуру на десятилетия вперед. Слишком уж явно просматривается тут лошадиный оскал мастеров дипломатического стравливания со всяких “туманных берегов”.
Итак, мир боится Китая достаточно давно. Основная причина едва ли не главной мировой фобии, как мне кажется, состоит в том, что прецедент Китая это пример “альтернативной цивилизации”, которая развивалась на Земле достаточно успешно и двигалась параллельно тому пути, по которому перемещался Запад. Китайская государственность несравнима с любой другой на планете по своей древности. Озарения и достижения китайцев в науке, культуре и технологии мало того что самостоятельно продублировали все созданное в других частях света, но во многом еще и превзошли открытия других народов.
Еще и количество самих китайцев в течение тысячелетий было сопоставимо с количеством жителей Запада. Одним словом, если бы западный мир исчез в какой-то момент, подобно легендарной Атлантиде, китайский мир и в одиночку сдюжил бы со строительством сносного светлого будущего для человечества как такового. Выполнил историческую миссию цивилизации. Что он, собственно, и демонстрировал на протяжении всей истории.
Может быть, в этой изначальной вариативности поступательного движения человечества (есть еще по крайней мере одна самодостаточная версия индийская, но о ней как-нибудь после), во взаимозаменяемости и параллельности реплик таится не только фундаментальная загадка творения, но и залог архиважности эксперимента Вышних сил мироздания с человеческим разумом. В конце концов, у нас до сих пор нет никаких весомых данных о том, что где-то поблизости происходит хоть какое-то подобие того, что случилось на Земле.
Но если весь наш мир развивается по чьему-то замыслу и промыслу, отчего он переполнен всеми этими несоответствиями, каверзами и страхами? Не хочется думать, что причина в непродуманности эксперимента или каком-то фундаментальном сбое процесса. Может быть, во всех этих издержках есть свой смысл? Может быть.
Во всяком случае, тем казахстанцам, которые так самозабвенно опасаются китайцев, китайский пример карты в руки. Чтобы не затеряться в истории, подобно многим другим народам и государствам, нужно иметь в этой истории свою незаменимую роль. Нужно работать так, чтобы на глупости не оставалось сил. Как китайцы. И тогда лишних вопросов не возникнет, а страхи исчезнут сами собой.
Сам-то Китай - он разве кого боится?