Пересмотреть систему регулирования деятельности опасных производственных объектов, не находящихся в государственной собственности, через переход на рыночное регулирование и обеспечить промышленную безопасность путем развития экспертной деятельности и независимого страхового рынка предлагает депутат Мажилиса Парламента РК Арман Калыков. Об этом он и заявил в своем депутатском запросе на имя заместителя Премьер-министра РК Каната Бозумбаева.
Постановлением Правительства РК в августе этого года была утверждена концепция промышленной безопасности страны на 2024-2030 годы, согласно которой «более 99 процентов поднадзорных субъектов относится к частному сектору».
Иными словами, Казахстан вступил в тот этап своего развития, когда необходимо пересмотреть систему регулирования деятельности опасных производственных объектов, не находящихся в государственной собственности.
Однако факты таковы, что даже элементарного понятия «система промышленной безопасности» в отраслевом Законе «О гражданской защите» до сих пор нет. Есть только контроль и надзор. Плюс совершенно ликвидирована система предупреждения и делегирования полномочий от КПБ МЧС РК экспертным организациям на основании обоснованной разрешительной системы.
Зато сегодня к объектам, подконтрольным системе промышленной безопасности, добавили социальную инфраструктуру, включая лифты, домовые котельные, детские игровые площадки и аттракционы, но при этом по-прежнему не определены законодательный механизм ответственности МИО и взаимодействие с МЧС РК.
— В МИО отсутствуют отраслевые НПА по проведению работ и организации контрольной деятельности. Более того, в стране отсутствуют база данных опасных производственных объектов и учет опасных технических устройств по регионам. В вышеупомянутой концепции лишь заявлено «217 311 опасных производственных объектов», число которых ежегодно растет, — говорит мажилисмен. Добавляя, что «55 НПА в сфере промышленной безопасности, на основании которых государственный уполномоченный орган регулирует закрепленные объекты, не содержат ссылки на актуальные документы по стандартизации, содержат ссылки на иностранные документы по стандартизации или вообще не указывают нормативно-технические документы».
— Анархия в нормативно-техническом регулировании сферы деятельности не позволяет внедрять новые технологии и создала условия для ведения двойных стандартов, — возмущается парламентарий.
Возможно, поэтому аварии и несчастные случаи на предприятиях происходят по нарастающей. Для их расследования создаются правительственные комиссии, в которые должны входить профессионалы высокого уровня с базовым инженерным образованием и опытом работы на производстве.
— Но таковых почти не осталось из-за постоянного реформирования и реорганизации сферы, и сейчас в комиссии входят дежурные работники ДПБ, мало понимающие в произошедшем. Да, в МЧС РК создан Комитет по предотвращению природных и техногенных катастроф, но в функционал других комитетов также входит предотвращение ЧС. Мы не видим функциональных задач этого нового госоргана, не понимаем его профессиональный состав, — сетует Арман Калыков. По его словам, «сейчас госинспекторы, которых принимают на работу без учета квалификационных требований, выходят на контроль к предпринимателям. И, согласно актам проверок, которые непонятно кем и как составлены ввиду отсутствия национальной научно-методической базы, проводят обследование».
— Я считаю, что сложившаяся в государственной системе промышленной безопасности ситуация, несистемный контроль и надзор должным образом не обеспечивают техногенную безопасность в стране. Поэтому необходимо пересмотреть подход к регулированию техногенной безопасности путем создания независимого и подконтрольного непосредственно Правительству РК Агентства по техногенной безопасности с передачей ему от отраслевых министерств функций контроля и надзора всех технологических объектов на всех этапах жизненного цикла, — заключил мажилисмен.