Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Этот непростой НДС. Новые поправки – за и против
ПолитикаПолитбарометр

Этот непростой НДС. Новые поправки – за и против

Обсуждение налоговой реформы продолжается. Помимо много чего заявленного в этом секторе ранее — как чиновниками, так и парламентариями, к бизнесу обратился премьер-министр РК Олжас Бектенов.

Напомним, что чиновники внесли несколько очередных поправок в Налоговый кодекс, которые обсуждались в Мажилисе Парламента на прошлой неделе. Согласно им, от НДС в республике могут освободить СМИ и агропромышленный комплекс. Вот только в отношении СМИ не ясно пока ничего вообще, в том числе нет даже описания предполагаемых критериев. Разве что вице-министр МНЭ Азамат Амрин в кулуарах упомянул о том, что, дескать, «были когда-то такие разговоры», но и только. Ну а агропромышленный комплекс в освобождении вряд ли нуждается — у него и так нулевая ставка НДС. 

Помимо этого, также было отмечено, что для таких секторов экономики, как фарминдустрия, медицинские услуги и производство социально значимых продуктов, могут установить пониженную ставку в размере 10 процентов. Как и для IT, туризма и креативной индустрии. Во всех остальных случаях, скорее всего, ставка НДС будет повышена с 12 до 16 процентов. В то время как более раннее предложение по одномоментному увеличению размера НДС до 20 процентов вызвало в республике довольно широкий общественный резонанс. 

Между тем вышеназванные предложения у некоторых парламентариев особого энтузиазма не вызвали. Например, мажилисмен Азат Перуашев полагает, что «Правительство не обосновало переход на новый НДС». Чем он и поделился в своем телеграм-канале. 

— Почему решили сразу до 16 процентов поднимать НДС? Почему бы не постепенно — 14 процентов на три года и так далее? На продукты питания казахстанец тратит 50 процентов зарплаты. Почему этот сектор должен платить 10 процентов НДС? Ставьте 0, как и СХТП! И почему проблемы дефицита бюджета должен решать только бизнес через поднятие НДС? А Правительство сократит свои расходы? А коррупционные дыры латать будем? А расходы на квазигоссектор сокращать? А решать проблему серого импорта? — возмутился он. 

Почти того же мнения придерживается его коллега — депутат Никита Шаталов. По его словам, «защита Правительством своей налоговой реформы пока выглядит совсем неубедительно». 

Во-первых, есть только упоминание модели, на основе которой производились расчеты, и в ней заложены только те параметры, которые нужны Правительству для наполнения «бюджета развития». Нет ни одного альтернативного сценария: например, снижение порога, прежняя ставка НДС и ужесточение администрирования. Или постепенный рост ставки налога. 

Во-вторых, фактически причину дефицита бюджета сводят к низким налогам. Администрирования, системных мер по борьбе с дроблением, реформы нагрузки на ФОТ нет. Но мы видим проблемы: например, нехватку финансирования базовой инфраструктуры. Почему в этих случаях акимы строят стадионы и бассейны — большой вопрос. Может, нужно решать первоочередные задачи, чтобы промышленность получала энергию, а над городами не было серного снега? — спрашивает депутат. 

По его «ощущению» «прежнюю модель управления экономикой в Правительстве менять не хотят, а повышение налогов для дополнительных вливаний в развитие рано или поздно вернет нас в это же положение, когда нужно будет снова изымать деньги у населения и бизнеса». 

Кстати, о бизнесе. По мнению политолога Данияра Ашимбаева, которым он поделился в своих соцсетях, «одной из главных претензий по поводу инициативы с повышением налогов было то, что в стране есть немалый теневой сектор и множество схем по оптимизации налогов».

— Было бы неплохо сначала показать улучшение администрирования и расширение фискальной базы в рамках нынешнего закона, а потом уже претендовать на налоговую реформу, — полагает эксперт.

Между тем премьер-министр Олжас Бектенов провел совещание по поводу схем оптимизации налоговой нагрузки посредством прежде всего дробления бизнеса. На что Ашимбаев предположил, что, «кажется, фискальные структуры накапливали информацию и готовили анализ ситуации уже давно, кое-что уже озвучивали в ходе прошлогоднего обсуждения нового кодекса». 

Дело в том, что мировой опыт по отношению к схемам дробления бизнеса достаточно суров. В ряде стран это уголовное преступление. Тогда как в Казахстане, говорит Ашимбаев, «отношение в целом либеральнее, но многие схемы идут на грани закона». 

— Бизнесу, понятно, комфортно сидеть в льготном режиме, но по факту зачастую речь идет не столько об оптимизации, сколько об укрывании доходов, хотя действующая налоговая нагрузка достаточно низкая, — подчеркивает эксперт. 

Тогда как Олжас Бектенов по докладу министра финансов Такиева сделал довольно резкое заявление: «Недобросовестные предприниматели, применяя различные схемы оптимизации налоговой нагрузки, ведут себя неподобающим образом — при миллиардных оборотах платят в бюджет суммы, которые абсолютно не соответствуют их прибыли. У нас есть полный список подобного рода крупных компаний. Там есть и крупные известные строительные компании, такие как BI Group, BAZIS и многие другие. Известные и популярные рестораны, фитнес-клубы и различные компании, работающие в других секторах экономики». И тут же сообщил, что все получат в течение пары дней уведомления о доначислении налогов, а если их не оплатят, то государство оставляет за собой право применить все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая фискальные и правоохранительные.

Между тем, по словам Ашимбаева, «хотелось бы напомнить, что цель налоговой политики — это не только пополнение бюджета, но и стимулирование развития экономики».

— И еще один важный вопрос в контексте налоговой реформы — это оптимизация расходов и улучшение мониторинга государственной инвестиционной политики, — заключил политолог. 

В республике это, кажется, пока оставляет желать лучшего.

Читайте в свежем номере: