28 октября 2023 года вошло в современную историю нашей страны как ужасная и трагическая дата. Взрыв на шахте имени Костенко стал событием, которое пронзило почти все слои нашего общества. Тогда погибли 46 человек, еще 20 были госпитализированы. Важно отметить, что это стало крупнейшей по числу жертв промышленной катастрофой за всю историю независимого Казахстана.
Эти события стали очередным напоминанием о том, что шахтерская работа — одна из самых опасных. Она связана с рядом серьезных физических и психологических нагрузок, а также потенциальными угрозами для жизни и здоровья. Одним из самых опасных заболеваний является силикоз — неизлечимая болезнь легких, вызванная вдыханием пыли, содержащей кремнезем. Угольный пневмокониоз, известный как «черные легкие», является другой серьезной проблемой, возникающей в результате вдыхания угольной пыли. Хронические бронхиты, астма и повышенный риск развития рака легких также являются частыми заболеваниями среди шахтеров.
В исследовании Г.И. Тихоновой и Т.Е. Пиктушанской «Влияние длительности и интенсивности воздействия производственных факторов на уровни смертности шахтеров-угольщиков» указано, что из 8082 умерших в исследуемый период большинство (7490) имели шахтерский стаж более 10 лет. При этом ученые соглашаются, что с увеличением рабочего стажа повышается риск болезни системы кровообращения, злокачественных образований, а также болезней органов дыхания и пищеварения.
При этом указано, что от внешних причин умерли 252 человека, а, к примеру, от проблем в системе кровообращения — 4943.
Работа шахтера сопряжена с многочисленными трудностями и угрозами для здоровья, что делает снижение пенсионного возраста обоснованной мерой. Это не только помогает улучшить качество жизни работников, но и признает их вклад и жертвы, связанные с выполнением столь опасной и тяжелой работы. Кстати, об этом...
Борьба с цифрами
Общественный фонд «Әділдік және Өркендеу» поддержал инициативу профсоюза угольщиков «Казуглепроф» по снижению пенсионного возраста для шахтеров. Петиция, направленная в Правительство РК, призывает рассмотреть вопрос снижения пенсионного возраста до 50 лет для работников подземных профессий.
В документе подчеркивается, что длительное воздействие вредных факторов в угольных шахтах вызывает у работников тяжелые и необратимые изменения в организме. Большинство шахтеров старше 50 лет страдают от различных заболеваний. Трудно представить себе 60-летнего человека, выполняющего тяжелую физическую работу в условиях высокой запыленности, загазованности, неблагоприятного температурного режима и других экстремальных факторов. Профессиональные заболевания угольной отрасли составляют львиную долю всех зарегистрированных в республике профзаболеваний. С 1998 года, после отмены системы льготного пенсионного обеспечения, шахтеры, отработавшие под землей десятки лет, продолжают трудиться в ущерб своему здоровью, что снизило престиж профессии шахтера. Снижение пенсионного возраста было одним из основных требований шахтеров во время трудовых конфликтов на шахтах Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» в 2006 и 2017 годах.
Отраслевой профсоюз угольщиков «Казуглепроф» просит внести изменения в законодательство, чтобы снизить пенсионный возраст для работников подземных профессий до 50 лет с обеспечением достойного уровня пенсионных выплат. Сегодня шахтеры могут выйти на пенсию досрочно с 55 лет. Петицию инициировал Марат Миргаязов, глава «Казуглепроф», известный профсоюзный деятель, который последовательно защищает права шахтеров. Организация является партнером общественного фонда «Әділдік және Өркендеу».
«Я занимаюсь этим вопросом с 2006 года. Мы боремся за то, чтобы пенсионный возраст снизили до 50 лет, при этом отработав не менее 10 лет в подземных условиях. Есть многочисленные медицинские исследования, где указано, что если шахтер работает 10 лет во вредных подземных условиях, то шанс стать инвалидом увеличивается до 50 процентов. К 63 годам, если шахтер отработает 40 лет, он однозначно будет инвалидом, имея при этом два-три профзаболевания. Мы только запустили петицию, поэтому пока немного подписей набрали — где-то 550. Тем не менее петиция вызывает у людей интерес, и мне все время поступают звонки по этому поводу. Пока главная проблема в электронных ключах. У наших шахтеров их не так много», — рассказал нашему изданию Марат Миргаязов.
Учитывая все эти факторы, снижение пенсионного возраста для шахтеров становится оправданной мерой. Это позволяет работникам выходить на пенсию до того, как их здоровье значительно ухудшится из-за тяжелых условий труда.
«Сегодня, конечно, у нас принято специальное пособие для работников вредных и опасных производств, но это только первый шаг. Мы понимаем, что это хорошо. Этим уже пользуется одна категория людей опасных производств, но, как я уже говорил, наша цель — чтобы у нас не было инвалидов. Мы должны сделать так, чтобы, когда человек выходил на пенсию, он спокойно, с хорошим здоровьем, без болезней, мог дожить до конца своих дней», — заключил глава «Казуглепрофа».
Рабочее общество
В целом можно сказать, что повышение пенсионного возраста — наиболее общая претензия к государству. Учитывая все эти факторы, снижение пенсионного возраста для шахтеров становится не только оправданной, но и необходимой мерой.
Кроме того, снижение пенсионного возраста может предотвратить развитие профессиональных заболеваний и хронических состояний, так как уменьшает время, проведенное в опасных условиях. Это также акт справедливости и признания трудового вклада шахтеров в экономику государства. Признание опасностей и тяжелых условий их работы через снижение пенсионного возраста является важным шагом к социальной справедливости и улучшению качества жизни этих работников.
Наконец, предоставление льгот и поддержка со стороны государства могут повысить мотивацию и привлечь новых работников в шахтерскую отрасль, которая сегодня испытывает дефицит кадров.