Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаПолитбарометр

День курка

Где, как и почему казахстанцы скрываются от армии?

Северо-Казахстанская область ославилась на весь Казахстан. Сомнительную славу ей принесла новость о 600 уклонистах, которые прячутся от военкомата в разгар весеннего призыва. Теперь область не может выполнить план призыва на срочную военную службу. 

Пустая трата времени? 

Как сообщают в департаменте по делам обороны СКО, все 600 призывников покинули территорию Казахстана. Одни уехали за рубеж на работу, другие числятся студентами иностранных вузов. 

Понятно, что учиться и работать за пределами родины казахстанцам не запретишь. Однако в департаменте обороны все-таки напоминают, что за уклонение от службы предусмотрена уголовная и административная ответственность. За неявку в военкомат по вызову молодому человеку вменяют штраф 5 МРП. За уклонение от медкомиссии предусмотрено предупреждение либо также штраф — 3 МРП. Прямое уклонение от призыва без оснований может обернуться для призывника штрафом в размере 1000 МРП либо исправительными работами. В самом запущенном случае уклонист получит реальный срок до одного года. 

Что только ни делает государство для того, чтобы заинтересовать казахстанцев призывного возраста в службе в Вооруженных силах. Их освобождают от финансовых обязательств, предоставляют различные кредитные каникулы и дают отсрочки по всем займам в банках. Помимо этого, около 70 вузов Казахстана готовы принять в течение двух лет после окончания службы демобилизованных солдат-срочников в качестве студентов, освободив их от вступительных экзаменов и обучив за свой счет. Но все это не сильно мотивирует казахстанцев отказываться от личных планов и отдавать свое время службе в армии. 

Проблема характерна не только для СКО. По данным Министерства обороны, ежегодно на начало призыва в республике находится в розыске свыше 20 тысяч призывников. Главная причина — призывники числятся в розыске из-за несоблюдения порядка постановки на воинский учет. 

Все желание отбили? 

В Минобороны заявляют, что с каждым годом желающих служить становится все меньше. В целом казахстанцев понять можно: те возможности, которые обещает государство, не оправдывают потраченного времени. Так, вместо того чтобы выбирать образование в 70 доступных казахстанских вузах, при наличии финансов можно поступить в любой вуз мира, где образование считается более престижным. Многие считают, что за год можно объехать весь мир, заработать много денег, завести семью, да и просто предаваться приятному безделью вместо того, чтобы отправляться в некомфортные казарменные условия. Но дело не только в том, что современные казахстанцы стали более разбалованы, а в том, что служить в армии в какой-то мере стало более опасно для жизни. По крайней мере, исходя из новостных сводок, время от времени возмущающих наше общество. 

Ежегодно правоохранители фиксируют случаи гибели как срочников, так и контрактников, при этом расследования таких эпизодов вызывают много вопросов у родных погибших солдат. 

Параллельно с этим военная прокуратура приводит любопытные данные. Как сообщают в ведомстве, в 2020 году скончались 78 военных, в 2021-м — 96, в 2022-м не стало 85 военнослужащих, с начала 2023 года умерли 11 человек. Большая часть из них погибла от болезней и ДТП, 20 процентов совершили суицид, один процент умер в результате рукоприкладства. Данные за полный 2023 год и начало текущего года отсутствуют. Однако, по нехитрым наблюдениям, и в этом году не обошлось без трагедий. Так, в январе стало известно о гибели солдата-срочника Амира Байтурганова в Жаркенте якобы от менингита. Родные парня не согласны с такой версией. 

Молчат, но почему? 

Депутаты и общественники не раз обсуждали проблемы дедовщины в армии. Так, сенатор Геннадий Шиповских считает, что изменить систему поможет только ужесточение наказания для начальников войсковых частей. 

— Дедовщина и суициды в рядах казахстанской армии — это большая проблема, которая будоражит общество. Многие ребята боятся служить. Родители отправляют нормального ребенка, а возвращается он инвалидом. У меня часто спрашивают, откуда я взял эту информацию. Я выхожу в прямые эфиры, во время которых у людей возникает много вопросов по этой теме. Навести порядок можно ужесточением ответственности для первых руководителей в отношении каждого солдата, который пришел служить, будь это срочник или контрактник. Чтобы каждый из них понимал: если что-то случится с солдатом, то будет уголовное преследование вплоть до трибунала. И это не мои слова, это предложения народа, а я их просто озвучиваю, — приводит слова депутата портал baigenews.kz. 

Как объясняют казахстанские психологи, в таких учреждениях закрытого типа, как воинская часть, конфликты распространены и в какой-то мере вполне естественны. При этом необходимо понимать, что в таких условиях у человека гиперболизируются именно те черты, которые уже формировали устоявшееся поведение личности. Если до армии человек вел себя агрессивно, то в военной части такое поведение только усилится. 

В Комитете солдатских матерей не совсем согласны с тем, что в последнее время в наших армиях происходит беспредел. Наоборот, некоторые матери заявляют, что ситуация меняется в положительную сторону, а если конфликты и происходят, то в основном на бытовой почве. 

Если так, конечно, хорошо. Несколькими годами ранее корреспондент “НП” пытался выйти на связь с солдатскими матерями после новостей о гибели срочников в некоторых казахстанских частях. Однако большинство из тех, с кем удалось связаться, просто отказались давать интервью и каким-либо образом рассказывать о жизни казахстанских солдат в армии. С чем это связано — остается только догадываться. 

Читайте в свежем номере: