Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Цена перемен
ПолитикаПолитбарометр

Цена перемен

Национальный проект модернизации энергетики: вызовы и возможности

Коллаж WELAR

В декабре прошлого года Правительство Казахстана утвердило Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов». Сроки его реализации — 2025–2029 годы. По сути это не просто амбициозный план, а вопрос национальной безопасности и экономической устойчивости. Изношенность инфраструктуры в ряде регионов превышает 60-70 процентов, а аварии на теплосетях, перебои в электро- и водоснабжении становятся привычными новостями зимнего сезона. Новый национальный проект должен стать системным ответом на этот вызов.

Что необходимо сделать?

Речь идет не только о ремонте труб и замене турбин. Стратегия модернизации должна включать целый комплекс мер. В частности, реконструкцию ТЭЦ, ГЭС и распределительных сетей с внедрением автоматизированных систем управления. Переход на энергоэффективные технологии — котлы с высоким КПД, интеллектуальные системы учета, снижение теплопотерь. Модернизацию водо- и теплосетей с использованием современных материалов и технологий, которые увеличивают срок службы оборудования. Внедрение возобновляемых источников энергии для диверсификации энергобаланса и снижения зависимости от угля.

Министерство рапортует

Средний уровень износа теплоэлектроцентралей страны снижен с 64 до 61 процента. В 2025 году на электрических станциях страны запланирован капитальный ремонт 10 энергоблоков, 63 котлов и 39 турбин. На текущий момент ведутся работы на пяти энергоблоках, 30 котлах и 19 турбинах. Завершен ремонт четырех энергоблоков, 15 котлов и девяти турбин. По итогам прошедшего отопительного сезона достигнуты положительные изменения в техническом состоянии ряда объектов теплоэнергетики. Из 37 функционирующих ТЭЦ ранее в красной зоне находились 19 объектов, в желтой — 11, в зеленой — семь. По результатам прошедшего отопительного сезона девять ТЭЦ перешли из красной в желтую зону. Среди них Экибастузская, Усть-Каменогорская, Жезказганская, Балхашская, Рудненская, Риддер ТЭЦ, Шахтинская, ТЭЦ-2 АО «Qarmet» и Кентау ТЭЦ. Три станции улучшили свои позиции, перешли в зеленую зону. Это Атырауская, Текелийская ТЭЦ и ТЭЦ-3 ТОО «Караганды Энергоцентр». Таким образом, сейчас 10 станций находятся в красной зоне, 17 — в желтой, 10 — в зеленой. Министерство энергетики держит на постоянном контроле ход подготовки к отопительному сезону.

По силам ли это казахстанским производителям?

У Казахстана есть сильные машиностроительные предприятия в Павлодаре, Караганде, Усть-Каменогорске, выпускающие котельное и турбинное оборудование, насосы, арматуру, трансформаторы. Однако есть два «но». Первое — номенклатура ограничена. Сложные автоматизированные системы, турбины большой мощности, высокотехнологичная электроника часто импортируются. И второе — технологическое отставание. Без модернизации самих заводов и привлечения иностранных технологий невозможно обеспечить полный цикл оснащения. Поэтому, чтобы национальный проект реально заработал, необходимы локализация производства через совместные предприятия с мировыми лидерами, трансфер технологий и участие в государственных тендерах с преференциями для местных производителей. Да сложно, особенно сейчас, когда мир так штормит, но, если по-другому, получится очередная профанация.

У Правительства более радужный взгляд на ситуацию: в части повышения внутристрановой ценности определено 2786 товарных позиций на общую сумму 2 триллиона 140 миллиардов тенге, по которым сформирован пул из 220 отечественных товаропроизводителей. Кроме того, проведен анализ 669 лицензированных EPC подрядчиков в разрезе регионов. Развитие отечественных товаропроизводителей, по мнению ведомства, позволит не только снизить зависимость от импорта, но и создать дополнительные рабочие места, а также увеличить налоговые поступления в бюджет. С фантазиями у нас у всех хорошо.

Где взять деньги?

По информации заместителя премьер-министра Каната Бозумбаева, озвученной депутатам в январе текущего года, на реализацию нацпроекта потребуется 2,7 триллиона тенге. А буквально на днях в Telegram-канале Правительства было озвучено, что, по предварительным оценкам, на реализацию нацпроекта на пять и более лет необходимо привлечь свыше 13 триллионов тенге инвестиций для ремонта и строительства 86 тысяч километров коммунальных сетей, а также нужен ввод дополнительных источников генерации в суммарном объеме 7,3 ГВт.

Бюджетных ресурсов недостаточно. Резонный вопрос: где взять деньги? Источников может быть несколько. Прежде всего это: государственно-частное партнерство с привлечением стратегических инвесторов; выпуск «зеленых» и инфраструктурных облигаций, ориентированных на пенсионные фонды и международные финансовые институты; кредиты международных банков развития (ЕБРР, АБР, Всемирный банк) под экологические и энергоэффективные проекты; целевые тарифные надбавки, если они будут четко привязаны к конкретным проектам и срокам их реализации. Какой из шагов или несколько одновременно будут сделаны — хороший вопрос, учитывая, как долго у нас запрягают.

Как это отразится на тарифах для потребителей?

Ни один масштабный проект модернизации не проходит бесследно для тарифов. Однако ключевое — баланс: рост платежей должен быть умеренным, а эффект ощутимым. Интересно, так бывает? 

А то, что без увеличения тарифов данную программу не осилить, понимает каждый экономист. Уже в 2026 году следует ожидать роста тарифов на коммунальные услуги в пределах 20-30 процентов. По данным председателя Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Тимура Косымбаева, согласно нацпроекту, субсидии компенсируют процентные ставки по займам, привлеченным на ремонт инфраструктуры. Это должно уменьшить нагрузку на население, но роста тарифов не избежать.

«Для того чтобы снизить давление на тариф, субсидии из республиканского бюджета будут покрывать часть ставки вознаграждения, то есть 10 процентов вознаграждения включат в тариф, а то, что выше, будут субсидировать со стороны государства. Таким образом, мы нивелируем резкий рост тарифа», — пояснил председатель Комитета на брифинге в Правительстве на минувшей неделе.

Итог

Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального сектора — это шанс уйти от хронического латания дыр и построить современную устойчивую инфраструктуру. Для этого потребуются политическая воля, технологическое обновление промышленности, честный диалог с инвесторами и населением. Цена ошибки — дальнейшее старение сетей, рост аварий и потеря конкурентоспособности экономики. Цена успеха — надежная энергия и тепло в каждом доме. Но, наблюдая за происходящим ремонтом теплосетей в Павлодаре после проведения гидравлических испытаний, понимаешь — задумка и реальность далеки друг от друга. Хотя бы потому, что не может один и тот же порыв на сетях происходить в одном и том же месте ежегодно, если там попросту не латали дыры.

Читайте в свежем номере: