Строительство и реконструкция дороги Калбатау — Майкапшагай, начатые в 2019 году, которые должны были завершиться к лету 2022 года, могут быть закончены лишь в следующем году. Когда стартовало строительство, это была дорога одной области — Восточно-Казахстанской. За это время часть будущей автодороги перешла в ведение созданной Абайской области.
В начале пути
По замыслу авторов проекта трасса должна была объединить между собой четыре района общей численностью сельского населения более 150 000 человек. Кроме того, она должна была стать транспортно-логистическим коридором с Китаем. Общая протяженность автодороги республиканского значения составляет 415 километров. Стоимость проекта — 155 миллиардов тенге, причем генеральный подрядчик получил аванс в размере 86 миллиардов. Источник финансирования — средства займа “Эксимбанка” КНР и софинансирование из республиканского бюджета.
Контракт со строительным консорциумом подписали еще в 2017 году. Традиционно несколько лет ушло на подготовку самого проекта. На основании Постановления Правительства от 4 мая 2017 года в качестве обеспечения обязательств АО “НК “КазАвтоЖол” была выдана государственная гарантия.
После запуска практически на всех десяти участках работы велись ни шатко ни валко. Подрядчики отстали от утвержденных графиков производства. Основную причину видели в ненадлежащей работе генеральных подрядчиков. В середине 2021 года работы были готовы лишь на 25 процентов.
Весной 2022 года с депутатским запросом по этому поводу к вице-премьеру обратилась сенатор Ольга Булавкина. “Еще в 2016 году на основании заключенного трехстороннего договора между АО “НК “КазАвтоЖо” в лице заказчика, строительным консорциумом ТОО “China Xingxing Corporation (Group)” и ТОО “СП “КазГерСтрой” должны были быть выполнены работы по реконструкции автомобильной дороги. Срок завершения работ — до 27 июля 2022 года на условиях “под ключ”. На текущий период работы выполнены всего на 29 процентов”, — отметила сенатор.
Кроме того, она указала, что на этом объекте отсутствует необходимое количество асфальтобетонных заводов и дробильно-сортировочных установок. Численность специалистов и дорожно-строительной техники минимальна. Отставание строительно-монтажных работ от графика привело к увеличению стоимости дорожно-строительных материалов. В связи с чем подрядной организацией инициирован вопрос корректировки стоимости проектно-сметной документации с продлением сроков строительства, отмечалось в депутатском запросе. Как оказалось, запрос был лишь выпуском пара. Работу в 2022 году приостановили.
Новые сроки
Весной 2023 года дорогами заинтересовалась Генеральная прокуратура. Точнее, ее представителей интересовали выделение средств и реализация дорожных работ. Повсеместно. По итогам проверки были возбуждены уголовные дела. В частности, были установлены факты невыполнения работ и причастность ТОО “СП КазГерСтрой”, аффилированного со структурами бизнесмена Кайрата Сатыбалды, который был осужден в 2022 году. Только по проекту Калбатау — Майкапшагай подрядчик потратил значительную часть аванса — 25 миллиардов тенге на не связанные с проектом цели. В целом вне уголовного дела государству возвращено около 35 миллиардов тенге, более 600 лиц наказано в дисциплинарном и административном порядке.
И вот в сентябре прошлого года Министр транспорта Марат Карабаев озвучил новую дату завершения работ по автодороге — 2025 год. По его словам, сейчас дорогу строит китайская компания за счет средств Эксимбанка.
После завершения работ по реконструкции трасса будет соответствовать II технической категории с двумя полосами движения. Возможно, и хочется надеяться, что это последний срок сдачи объекта.
Фото “Казавтожол”