Несмотря на то, что подземные воды считаются стратегическим запасом любого государства, ими обладающего, оказывается, в Казахстане, согласно данным Министерства водных ресурсов и ирригации, подземные источники обеспечивают 40 процентов хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В Казахстане разведано 4803 месторождения подземных вод, используемых для питьевого и технического водоснабжения, орошения и других целей.
— При этом на государственном балансе числятся эксплуатационные запасы 43,2 миллиона кубометров в сутки, из которых используется только 1,5 миллиона кубометров в сутки, — почему-то сетует директор департамента подземных вод Министерства водных ресурсов и ирригации РК Жайык Ерикулы. Он вроде как должен беспокоиться о том, чтобы подземные источники как можно дольше оставались неприкосновенными, а никак не наоборот.
Тем не менее, согласно его данным, «по назначению для хозяйственно-питьевого водоснабжения разведано 21,2 миллиона кубометров в сутки, для производственно-технического водоснабжения — 2,4 миллиона кубометров в сутки, для орошения земель — 19,6 миллиона кубометров в сутки. Все запасы полностью готовы к использованию и пополняются естественным путем».
Однако что под этим подразумевается? Ведь Казахстан не какая-либо страна Юго-Восточной Азии, где 3000-4000 миллиметров осадков в год являются нормой, позволяя выращивать рис и другие влаголюбивые культуры. Отнюдь! Так для орошения каких земель может уходить стратегический запас подземных вод, который, в принципе, может быть использован лишь для нужд потребления их населением? Тогда как для орошения сельскохозяйственных полей есть масса других способов и других водных ресурсов. Достаточно обратиться к действительно серьезному опыту зарубежных стран, таких как Израиль или Кипр, чтобы задуматься об экономичном использовании воды, но при этом обязательно учитывая местные природно-климатические особенности. Или к опыту того же Китая, где вот уже не один год умеют рационально пользоваться любым видом водных ресурсов, при этом не взваливая бремя ответственности (читай — рост тарифов) на свое же население.
И, наконец, оказывается, «в целом по стране 40 процентов хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечивается подземными водами. Запасы производственно-технических вод составляют 2,4 миллиона кубометров в сутки, из которых используется только 30-35 процентов». Более того, «фактическое использование подземных вод для орошения составляет всего 0,7 процента, что указывает на большой неиспользуемый потенциал».
А (если и) когда закончатся эти самые подземные воды, чем и как чиновники их будут восполнять? Добавим, что большая часть подземных водных источников расположена на юге и западе страны, которые как раз больше остальных регионов зависят от водоснабжения.
Между тем, согласно данным департамента подземных вод, в РК действует государственная сеть мониторинга подземных вод, включающая почти 4000 наблюдательных скважин. Которые позволяют отслеживать уровень, температуру и качество воды. При этом «для цифровизации гидрогеологической отрасли проводятся работы по внесению мониторинговых и эксплуатационных скважин в Национальную информационную систему водных ресурсов». Кроме того, в целях систематизации управления подземными водами вроде как утверждены соответствующие подзаконные акты, которые должны будут обеспечить формирование единой и современной системы государственного регулирования.
— Разработанные нормы устанавливают требования к поиску, оценке, забору и мониторингу подземных вод, а также к контролю мелиоративного состояния орошаемых земель, — полагает Жайык Ерикулы.
Для комплексного решения вопросов внедрения водосберегающих технологий орошения Министерству водных ресурсов и ирригации переданы функции по субсидированию аграриям стоимости услуг по подаче поливной воды, а также части расходов на внедрение водосберегающих систем.
Единственное, что может порадовать в данной ситуации, так это то, что для обеспечения водосбережения в промышленности новым Водным кодексом предусмотрено обязательное требование для промышленных предприятий по поэтапному переходу к системам оборотного и повторного водоснабжения в течение семи лет. Правда, из них два года — подготовительный период, а всего на реализацию планов дается пять лет. Вот только смогут ли повторить в Казахстане примерный опыт, например, того же Китая в этом вопросе? Тем более что вроде как «данная мера призвана увеличить долю повторного использования воды с текущих 13,1 процента до 28 процентов в 2030 году».
— Также дополнительно принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие сокращение разрешенных объемов водопользования при невыполнении планов по переходу к оборотному и повторному водоснабжению, — заключил директор департамента подземных вод Министерства водных ресурсов и ирригации РК.
Подействует ли?
