Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаГеополитика

Транзитная диверсификация

Казахстан и Турция обсудили возможности альтернативных, в обход России, маршрутов для перевозки грузов между Востоком и Западом. На фоне нынешней геополитической ситуации Астана и Анкара договорились полностью использовать потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута для увеличения перевозок между Востоком и Западом, сообщил вице-премьер, Министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу.

«Мы пришли к выводу, что необходимо увеличить перевозки за счет полного использования потенциала Транскаспийского международного транспортного коридора. Кроме того, в качестве диверсификации транзитных маршрутов мы предоставили возможность использования турецкой стороной железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран для доставки грузов в Турцию», - сообщил казахстанский министр на брифинге после завершения переговоров со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом, который находился в РК с официальным визитом.

В свою очередь, Министр иностранных дел Турции заметил, что «роль Транскаспийского маршрута возрастает с каждым днем».

Напомним, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) идет через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию, откуда выходит на Турцию, а из нее -непосредственно на страны Европы. Таким образом, ТМТМ позволяет доставлять грузы в Евросоюз в обход России.

Стороны также договорились усилить сотрудничество в военной и оборонной промышленности.

«Это направление важно для обеспечения безопасности двух стран», - подчеркнул Нуртлеу. Эти и другие вопросы сотрудничества между двумя странами будут обсуждать более детально в рамках предстоящего 3 ноября этого года визита турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана в Астану.

По словам казахстанского министра, Президент Турции примет участие в 10-м юбилейном саммите Организации тюркских государств, который пройдет в казахстанском городе Туркестане.

По данным МИД РК, Турецкая Республика является четвертым по величине торговым партнером Казахстана. В прошлом году товарооборот между странами достиг 6,3 миллиарда долларов США. За семь месяцев этого - 3,6 миллиарда.

В Казахстане работает более 4200 предприятий с турецким капиталом. Сегодня Турция напрямую инвестировала в экономику РК 4,7 миллиарда долларов США. Она входит в десятку крупных инвесторов. Реализуется 31 инвестпроект, в разработке еще 50.

«В 2022 году наш товарооборот увеличился примерно на 60 процентов по сравнению с предыдущим годом. Этот показатель продолжает расти. Поставленная нашими президентами цель довести его до 10 миллиардов долларов уже не является далекой. Мы являемся крупнейшим инвестором Казахстана с общим объемом около 5 миллиардов долларов. Хотим видеть больше казахстанских предпринимателей в нашей стране», - отметил Хакан Фидан.

Это первый визит Фидана в Казахстан на посту Министра иностранных дел республики. Эту должность он занял в новом правительстве, сформированном Президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом после победы на выборах в июне 2023 года. До этого он занимал должность главы Национальной разведывательной организации Турции (МИТ).

Год назад первый контейнерный поезд запустили из Казахстана в Турцию через территорию Ирана, который состоял из 48 единиц 20-футовых контейнеров. Тогда в онлайн-церемонии его запуска из нашей страны через территорию Ирана в Турцию приняли участие президенты Казахстана и Ирана Касым-Жомарт Токаев и Ибрахим Раиси.  Протяженность 12-дневного маршрута составляет 6336 километров. Запуск нового транснационального сообщения, не требующего перевалки грузов, будет способствовать диверсификации альтернативных маршрутов и увеличению контейнерного грузопотока по территории РК.

Справка «НП»: Железная дорога Казахстан - Туркменистан - Иран международного транспортного коридора Север - Юг построена в 2009 - 2014 годах в Центральной Азии. Связывает Казахстан, Туркменистан и Иран.  Новая ветвь прошла через станцию Болашак (напрямую из Западного Казахстана в Туркменистан), введена в 2014-м и выходит на Исламскую Республику Иран по пограничному переходу Этрек - Горган. Она также позволяет сократить расстояние от Китая до Ирана по Казахстану на 500 километров.

Железная дорога создала дополнительные пути, связывающие Казахстан, Центральные районы России с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии и позволяет увеличить транзитный грузовой и пассажиропоток, уменьшает расходы на перевозку, экономит время в пути.