Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаГеополитика

О чем говорили на С5 + 1?

На днях Посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм встретился с представителями казахстанских СМИ, чтобы приоткрыть завесу встречи президента своей страны Джо Байдена с главами пяти центральноазиатских республик, прошедшей в Нью-Йорке в сентябре этого года. Он ответил также на интересующие журналистов вопросы. «НП» расскажет о самых важных 

Об энергетической безопасности
Одной из главных тем встречи С5 + 1 (пять центральноазиатских республик и США) был вопрос об энергетической безопасности. В связи с этим Даниел Розенблюм заявил, что региону важно иметь надежных поставщиков энергии как внутри самих стран, так и за их пределами. 

“Для обеспечения потребностей растущей экономики важно иметь стабильные поставки энергии. И никто не хотел бы иметь таких поставщиков, которые будут использовать энергетику как инструмент политического давления”, - подчеркнул американский дипломат. 

АЭС 

В продолжение темы журналисты задали Послу США вопрос о позиции Госдепа по проекту строительства АЭС в Казахстане. Как известно, сейчас Правительство республики рассматривает проекты четырех стран: Южной Кореи, Франции, Китая и России. 

“Я вижу, что вопрос строительства АЭС сегодня - одна из волнующих казахстанцев тем. И она будет широко обсуждаться. Важно достичь баланса между всеми точками зрения. Но самое главное, чтобы были в будущем соблюдены все правила безопасности, и отрадно, что и у Казахстана такие же взгляды”, - ответил Розенблюм. 

КТК 

Представители СМИ также задали вопрос о том, как возможно обеспечить безопасность поставок добываемой в Казахстане нефти по трубопроводу КТК на фоне обострившейся ситуации на Черном море в рамках затянувшегося российско-украинского конфликта. 

“Да, у нас были обсуждения касательно безопасности КТК. Эти обсуждения были не только с Правительством Казахстана, но и с представителями разных компаний, которые рассчитывают на трубопровод в своей работе, потому что заинтересованы в бесперебойной и безопасной транспортировке нефти. Пока эти разговоры были из категории дискуссии. Как таковых запросов о помощи не было”, - сказал посол. 

По его мнению, принятие конкретных мер по обеспечению безопасности КТК лежит на Правительстве и нацкомпании “Казмунайгаз”. 

“Было бы хорошо для всех сторон, если бы появился какой-то договор, который бы обеспечивал безопасность коммерческих и гражданских объектов и инфраструктур, насколько это возможно”, - подчеркнул Розенблюм. 

Ранее представители Министерства обороны РФ заявляли, что военно-морская база в порту Новороссийска, откуда доставляемая по трубопроводу нефть загружается в танкеры, была атакована украинскими морскими дронами. 

Между тем аналитический ресурс Energy Monitor сразу же после публикации новостей с цитатами американского посла сообщил, что руководство КТК не было уведомлено о таких встречах и не принимало в них участия. 

“При этом менеджмент компании принимает необходимые меры для обеспечения безопасной работы и защиты всей инфраструктуры нефтепровода Тенгиз - Новороссийск”, - говорится в сообщении ресурса. 

Казахстанский аналитик по нефтегазовым проектам Нурлан Жумагулов в своем Телеграм-канале отметил важность нефтепровода для всех сторон. 

“Морской терминал КТК находится на территории России. И ни США, ни Казахстан не могут диктовать условия”, - резюмировал эксперт. 

Критически важные сырьевые материалы
Еще одной из важных тем, обсуждаемых на С5 + 1, был вопрос о критически важных сырьевых материалах, о чем упоминалось в сообщении пресс-службы Белого дома по итогам встречи. 

Экономика США и стран ЕС сегодня сильно зависит от поставок критически важных сырьевых товаров. Львиную долю они импортируют из Китая. Этим и объясняется сегодня растущий интерес со стороны зарубежных партнеров к освоению недр Казахстана на предмет добычи таких видов сырья. 

Посол Штатов напомнил, что критически важные материалы необходимы для производства высокотехнологичных товаров, таких как мобильные телефоны, компьютеры, плоские мониторы, солнечные панели, батареи, кондиционеры и оборонные технологии. 

“Есть интерес со стороны американских компаний по добыче критически важных материалов в регионе Центральная Азия. Некоторые американские компании уже проявляют конкретный интерес к заключению договоров и реализации совместных проектов. В рамках диалога С5 + 1 есть возможность для республик Центральной Азии и США создать и реализовать новые цепочки поставок, включая и грамотную обработку на местах для производства товаров с более высокой добавленной стоимостью”, - ответил Даниел Розенблюм. 

Афганистан 

Американского посла спросили и о нынешнем торговом взаимодействии Казахстана с Афганистаном. 

“Поддержание добрососедских отношений важно для Казахстана, и это относится и к Афганистану. США понимают, что вашей республике важно иметь продуктивные взаимоотношения, включая торговлю, с этим соседом по региону. Но при этом у нас есть договоренности с Правительством РК об отношениях с талибами. И эти принципы соблюдаются во всем международном сообществе, а не только между двумя нашими странами”, - заметил дипломат. 

Он напомнил, что о террористических группировках, которые существуют в стране, о необходимости формирования эксклюзивного правительства, которое представляло бы все группы афганского общества, а также об обеспечении прав человека, особенно в отношении женщин и девочек. 

“И в этом мы с Казахстаном находим согласие”, - отметил Розенблюм. 

Об “иноагентах” 

Розенблюма также спросили о его отношении к казахстанскому реестру организаций и лиц, получающих иностранное финансирование, недавно опубликованному Комитетом госдоходов Минфина РК. 

Он сообщил, что есть параллели между этим списком и законами других стран об иноагентах. 

“Но это разные вещи. Как я понимаю, нахождение в этом списке сейчас не подразумевает никаких последствий, связанных с законом, для людей и организаций, которые там оказались. И это не несет никаких последствий для их ежедневной работы. Если это действительно так, то нам бы хотелось, чтобы так оно и оставалось”, - резюмировал Даниел Розенблюм. 

Читайте в свежем номере: