Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаБизнес

Транзитом в Ледовитый океан

Депутаты Мажилиса Парламента РК решили предложить новому Министерству транспорта Казахстана создать дорожную карту по восстановлению речного судоходства на реке Иртыш с последующим выходом к Северному Ледовитому океану. 

Идея, прямо скажем, неплохая, тем более что нечто подобное уже было озвучено в Восточном Казахстане ранее, однако проблемы шлюзового отделения Ново-Шульбинской ГЭС не позволили в полной мере развиться предполагаемому замыслу. На сегодняшний день, как следует из недавних официальных данных, “это шлюзовое отделение введено в эксплуатацию и полностью функционально”. Так что нет практически никаких преград и для прохождения речных судов. Плюс инфраструктура береговых сооружений пристани, как и сами причалы, сохранена. 

— Мы все понимаем значимость вопроса строительства новых транспортных маршрутов для развития транзитного потенциала внешней торговли с третьими странами, в особенности с КНР. Тем более что существующее географическое положение республики давно нужно было превратить в наше страновое преимущество. Для чего в первую очередь необходимо восстановить речное судоходство, включить старый водный маршрут от Черного Иртыша, исходящего с территории Китая, по Иртышу и Оби по Обской губе до Ледовитого океана, распространив его, таким образом, на весь Сибирский регион, — предлагает мажилисмен Лукбек Тумашинов. 

По его словам, “остается только провести дноуглубительные работы на реке Иртыш со стороны России, очистить фарватер реки земснарядами и обозначить участки прохождения судов с водоизмещением до трех тысяч тонн”. 

— Учитывая, что водный транспорт является одним из самых дешевых, что мешает в возможно короткие сроки осуществить этот трансграничный альтернативный проект? Мультипликативный эффект его весьма очевиден. Тем более что больших финансовых затрат на это не потребуется, — утверждает депутат. 

Разве что привести все логистические, таможенные и административные барьеры в порядок, что должно придать импульс экономическому развитию регионов республики, а также сопутствовать быстрому прохождению грузов, “открыв короткое транспортное плечо от Китая через Казахстан в Сибирский регион Российской Федерации”. 

К слову, на недавней встрече Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Мажилисом Парламента РК и Госдумой федерального собрания РФ поднимаемый вопрос был с одобрением воспринят и россиянами. 

— Что же касается развития отечественных регионов, находящихся в акватории Иртыша, это будет очень даже большая перспектива для всего Восточного Казахстана, а также Абайской и Павлодарской областей. Тем более если восстановить морское училище в Семипалатинске и судоремонтный завод в селе Прибрежное, что станет очень даже целесообразным шагом в данном направлении, — уверен Тумашинов. Добавляя, что это “и рабочие места, и специалисты на местах. Кроме того, также будет необходимо привести в порядок суда, которые уже есть в наличии, начать строить современные речные суда на Уральском судостроительном заводе в ЗКО. А пока заказать их в России, чтобы тем самым увеличить грузопоток”. 

Тем более что список товаров, перевозимых водным путем, не ограничен — это и сельхозпродукция, и строительные материалы, и продукты металлургии, а также товары народного потребления.