Полный запрет оборота вейпов в Казахстане, вступающий в силу с 20 июня, является единственно возможным работающим решением. Все попытки затушевать проблему «регулированием» и «контролем» нереальны и лицемерны, это все равно что лечить гангрену валидолом. Недавний рейд по вейп-шопам, за восемь дней до их закрытия, это подтвердил.
Совместная акция проводилась 12 июня волонтерами ОФ «Детский фонд Казахстана», молодежью Комьюнити-центра, сотрудниками местной полицейской службы Ауэзовского района и журналистами в рамках социального проекта «Юность без вейпов». В вейп-шопы заходили подростки-волонтеры (ну не совсем несовершеннолетние, старше 18, но моложе 21 года). Если происходила покупка, то после этого в лавку заходили организаторы акции и полицейские, до этого сидевшие в засаде в машине, и выписывали предписание.
Долгое время, примерно в пяти-шести вейп-шопах, продавцы отравы не поддавались на провокацию, но в конце концов жадность взяла свое, и вейпы юношам все-таки продали. Ну что же, пескарь — тоже рыба! Координатор проекта «Юность без вейпов» в городе Алматы Марат Сайбеков объяснил скромный улов воспитательным эффектом: за неделю до этого в Ауэзовском районе уже проводился рейд, вейпы подросткам продали в трех шопах, протоколы составили, с той поры торговцы стали осторожнее.
Как сообщает директор ОФ «Детский фонд Казахстана» и вице-президент Международной ассоциации детских фондов Эльвира Ватлина, в четырех городах, где проводилась работа, за прошлый год было составлено 14 протоколов о продаже вейпов несовершеннолетним с последующими штрафами. За апрель — май 2024-го проведено 24 рейда, оформлено еще 14 протоколов.
— Когда проводился опрос среди школьников, среди молодежи о их привязке к вейпам, периодичности потребления, каналах, где они вейпы приобретают, один из вопросов звучал так: «Когда вейпы будут запрещены, что вы будете делать?», — рассказывает Эльвира Ватлина. — Треть опрошенных написала, что будут приобретать вейпы на черном рынке, еще треть — что перейдут на сигареты.
Таким образом, мы можем себя «поздравить» — за те два года, пока табачное лобби с помощью прессы и некоторых должностных лиц успешно отбивало все попытки Минздрава запретить вейпы, никотинозависимая прослойка среди казахстанских школьников уже образовалась!
— Я не думаю, что за те 60 дней, которые государство им дало, продавцы вейпов реализовали оставшуюся продукцию. Бизнес есть бизнес, если это приносит прибыль, то он будет продолжаться, и вейпы будут продавать, — считает Марат Сайбеков. — Выпуск вейповой продукции направлен именно на молодежь, на детей. Очень много локаций вокруг школ, колледжей, университетов — везде, где находятся молодые люди. Пример — Алмалинский район. Вокруг Арбата, где собирается молодежь, в радиусе 100 метров — семь-восемь точек продаж! В шаговой доступности! Представляете, какие у них продажи?
Один из магазинов на Арбате был трижды оштрафован, но как продавал вейпы несовершеннолетним, так и продает. Штраф для него — укус комара.
— Мы намерены продолжать этот проект, поскольку прекрасно понимаем, что вступление запрета в законную силу еще не гарантирует какие-то изменения, — отмечает Эльвира Ватлина. — Постоянный общественный контроль должен быть. Будут изыскиваться различные каналы. Такие вещи надо пресекать.
С этим нельзя не согласиться. Возникает множество вопросов. Будем надеяться, что принятие закона о полном запрете оборота вейпов и уголовной ответственности за его нарушение даст в руки контролирующим органам и общественникам мощное оружие. Но кто конкретно будет его применять?
По заявлениям самой вейп-индустрии, в Казахстане 800 специализированных вейп-шопов и 8000 прочих лавок, продающих никотиновые девайсы. За 60 дней, которые были даны на сворачивание бизнеса, с утроенной силой открывались новые точки. Вывески все они, надо полагать, сменят. А как насчет содержания?
Весь мир переходит на торговлю через интернет. Кто будет отслеживать и закрывать сайты, торгующие вейпами?
Товары сейчас доставляются непосредственно адресату. Кто будет ловить курьеров-байкеров, подвозящих никотиновую отраву непосредственно в школы?
Вейпы — прекрасная упаковка и уже готовая дистрибьюторская сеть для продажи наркотических веществ. Кто будет анализировать содержимое никотиновых картриджей?
Вейп-индустрия будет вертеться, как уж на сковородке, изыскивая любые возможности для продолжения своего нечестивого бизнеса. Но дело надо довести до конца.
Фото Талгата Галимова