Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоЗдоровье/Медицина

Темная энергия

Проблема энергетических напитков в Казахстане созрела и перезрела. Об этом сказал даже Президент РК Касым-Жомарт Токаев: «В обществе широко обсуждается необходимость введения запрета на продажу энергетических напитков подросткам. Правительству следует изучить этот вопрос и принять конкретное решение».

С тех пор прошло 11 месяцев. Правительство вопрос не изучило. 

Ничего удивительного в этом нет. В нашей стране не только не проводилось серьезных исследований на эту тему. Не найдешь даже приличной статистики, в которой энергетические напитки были бы выделены из прочих сахаросодержащих лимонадов, и их потребление можно было бы объективно и количественно посчитать. 

Однако это глобальная проблема, и исследования воздействия энергетиков на здоровье детей и подростков в мире все же есть. Самый “популярный”, сам собой напрашивающийся вопрос, которым задаются исследователи: какова связь между потреблением энергетиков и рискованным поведением, таким как употребление психоактивных веществ? Я насчитал 17 работ на эту тему, и это, разумеется, далеко не все. 

Это как древняя загадка: что появилось раньше - курица или яйцо? Так и здесь: что первично, что вторично? Подросток приобретает привычку к рискованному поведению, потому что злоупотребляет энергетическими напитками, или он пьет энергетики, потому что имеет природную склонность к потреблению возбуждающих психику веществ? Пока он ребенок, довольствуется энергетиками. Как подрастет, начнет искать что-нибудь поинтереснее. 

За неимением казахстанских работ на эту тему почитаем зарубежные. Будем надеяться, что во всем мире тинэйджеры в принципе сходны между собой. Вот очень солидное исследование, которое сделали два австралийских ученых - Теган Нусс и Белинда Морли - на школьниках 12-17 лет. К счастью, только восемь процентов юных австралийцев - постоянные потребители энергетических напитков. В Казахстане, для сравнения, ежедневных потребителей среди школьников от трех (скромная оценка Национального центра общественного здравоохранения) до 17,5 процента. Что их отличает? 

Как обнаружили исследователи, существует четкая связь между потреблением энергетиков и... 

• принадлежностью к мужскому полу;
• большими еженедельными расходами;
• большим потреблением фастфуда и прочих неполезных закусок;
• большим потреблением сладких напитков и подслащенных соков;
• слишком короткой продолжительностью сна.
Как и полагается ученым, австралийцы 

честно отметили, что не обнаружили никакой взаимосвязи между потреблением энергетических напитков и... 

• неблагополучием семьи;
• географическим положением;
• потреблением овощей и фруктов;
• физической активностью;
• сидячим времяпрепровождением перед экраном.
Исследователи указывают, что содержание пустых калорий с нулевой пищевой ценностью в энергетиках зашкаливает за все разумные пределы - в 500-миллилитровой баночке может быть до 21 чайной ложки сахара, или 83,5 грамма! Представьте, что в стакан (250 миллилитров) чая вы кладете 10 ложек сахара! Это втрое превышает дневную норму, рекомендованную ВОЗ. Для австралийцев детское и подростковое ожирение крайне болезненная тема. У нас, скорее всего, ситуация не лучше, только об этом никто не печалится. 

Еще один крайне важный вывод исследования: несмотря на то, что австралийская индустрия напитков брала на себя различные добровольные обязательства ответственно продавать энергетики, “целевое продвижение этих продуктов среди подростков определено как ключевой фактор потребления среди этой группы населения”. В общем, ситуация та же, что и с вейпами, - продукция выпускается якобы не для детей, но с тонким пониманием подростковой психологии. И в самом деле, тяжело предположить, что товар заточен на взрослых, если на банке красуется надпись “Рок-звезда” или “Полный газ!”. Соответственно и продвигаются энергетики на мероприятиях, привлекательных для подростков, - таких как музыкальные фестивали и соревнования по экстремальным видам спорта. 

Как видите, с далекой Австралией у нас в этом аспекте больше общего, чем разного. И тут и там три заинтересованные стороны - несчастные родители, которые беспокоятся за здоровье своих детей; неуправляемые подростки, обуреваемые тягой к самоутверждению; хитроумная индустрия напитков, заявляющая о своей “ответственности”, но не выпускающая юное поколение из когтей провокационного маркетинга. 

И лекарство везде годится одно и то же, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения, - акциз на энергетики как наиболее опасный вид сахар-содержащих напитков. 

И запрет на продажу подросткам. Не на пользу им кофеиновый допинг... 

Читайте в свежем номере: