Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Почему казахстанцы дают взятки врачам?
ОбществоЗдоровье/Медицина

Почему казахстанцы дают взятки врачам?

На днях суд Астаны вынес приговор столичному врачу. Доктора уличили во взятке, которую он с чистой совестью принял от своей пациентки. Дело было в медицинском центре Макишева. 

Все идет по плану 

По данным Антикора, 11 июля Межрайонный суд по уголовным делам Астаны огласил приговор в отношении врача столичного медицинского центра Макишева. Его признали виновным в получении незаконного материального вознаграждения от пациентки в сумме 500 тысяч тенге за проведение плановой хирургической операции. 

Естественно, это не единственный инцидент, связанный с поборами в системе здравоохранения. Весной прошлого года суд в Алматы вынес приговор в отношении трех сотрудников поликлиники. Их обвинили в хищении почти 80 миллионов тенге. 

Получил свою порцию «славы» и эксглавврач поликлиники в Шымкенте. Он также брал взятки. Под суд попал руководитель отдела медико-социальной экспертизы департамента по контролю и соцзащите. 

Его обвинили в неоднократном получении взяток от актюбинцев за продление инвалидности. 

Даже без лишних подробностей становится ясно, что казахстанцы дают врачам взятки практически повсеместно. Но гласность такие дела обретают в редких случаях, когда что-то идет не по плану. В остальном же пациенты готовы молча платить дополнительные деньги в надежде получить лучшее лечение. 

Это при том, что в стране с 2020 года действует система ОСМС, которая должна покрывать все расходы граждан, однако по какой-то причине этого не происходит. 

Сломанная система? 

Изначально внедрение ОСМС связывали с необходимостью увеличения доступности медпомощи, снижения дефицита финансирования. Если в 2019 году на здравоохранение выделили 1,03 триллиона тенге, то в 2023 году — уже 2,5 триллиона. Это позволило увеличить количество оказываемых медицинских услуг, соответственно больше граждан могут обратиться за той или иной медицинской помощью. 

Со специального счета в Нацбанке эти средства направляются медицинским организациям — поставщикам фонда строго на оплату оказанных медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования. То есть застрахованные граждане получают всю необходимую по показаниям медпомощь, которая входит в перечень ОСМС, бесплатно, а оплачивает за них Фонд социального медицинского страхования. 

По сути, система ОСМС является солидарной, а не накопительной. Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья. 

Но, судя по всему, тех денег, которые казахстанцы платят ежемесячно вкупе с другими налогами, не хватает. 

Надежда — в конверте 

Пациенты всего мира периодически предлагают врачам взятки. Так они надеются получить особое отношение и более качественную помощь. В конце концов, для того, чтобы остаться в живых после тяжелой болезни или операции. 

При этом мировые исследования показывают, что коррупция, даже самая мелкая — вроде казахстанской традиции «сунуть доктору конвертик», однозначно негативно влияет на качество здравоохранения в стране. 

При этом феномен взяток в медицине нашей страны и связь между смертностью и коррупцией практически не изучается.

Один из тех, кто пытается изменить эту ситуацию, — американский онколог, глава хирургического отделения онкологии Mercy Medical Center (Балтимор) и соучредитель российского обучающего проекта «Высшая школа онкологии» Вадим Гущин. 

По его словам, в странах, где этот вопрос исследовался, получилась очень любопытная зависимость. В странах третьего мира неформальные платежи, коррупция являются основой функционирования здравоохранения, основным механизмом, который хоть как-то работает. И поэтому борьба с такими платежами, с коррупцией приводит к развалу системы здравоохранения вообще. 

Без неформальных платежей, например, не будет операции. Или не окажется расходных материалов, тех же лекарств для анестезии. Доктор ничего не будет делать, пока ты не дашь ему деньги. 

Лучше лечить не будут...

В странах, где есть хоть какая-то структура, подарки в конвертах не способствуют хорошим результатам. Так, согласно исследованиям 2009 года (по данным Всемирного банка), в государствах с высокой коррупцией в медицине многие показатели выживаемости, в том числе онкологической, ниже. Эту связь сложно обозначить в понятных каждому цифрах, но попытки, конечно, есть. Понижение индекса коррупции на один пункт вело к тому, что смертность от злокачественных заболеваний снижалась на 14 человек в год в расчете на 100 тысяч населения. Этот эффект продолжался в течение трех с половиной лет. 

— Прежде всего — неформальные платежи, коррупция снижают доступ пациентов к возможности лечения. Пациент знает, что за онкологическое лечение обычно надо платить, денег у него нет, а продавать машину, квартиру не хочет, поэтому затягивает визит к доктору. Это очень частая причина того, что либо диагноз ставится поздно, либо пациент вообще не обращается к доктору, — объясняет ситуацию доктор Гущин. 

Вторая проблема, которую он указал, — кооперация с врачами. Сегодня лечение онкологических пациентов — дело не одного человека, а целой группы. 

— Когда поступает больной, и ты понимаешь, что он платежеспособен, то, естественно, думаешь, что он заплатит именно тебе. По идее, эта сумма вроде бы должна распределиться на трех-четырех специалистов. Однако у врача тут же появляется соблазн лечить самому, чтобы не делиться. А если еще кто-то из коллег знает, что тебе заплатили, а им нет, ни о какой коллегиальности речи идти не может, — поясняет онколог. 

Вадим Гущин считает, что, несмотря на то, что взятки дают надежду самим пациентам, едва ли это будет мотивировать врача работать более качественно. Хотя бы потому, что любой врач лечит как умеет. 

— Это грузчика можно простимулировать грузить больше или меньше. Людей умственного труда нельзя подарками мотивировать сделать операцию лучше. Отсюда вывод: скорее всего, на улучшение качества лечения подарки не влияют. И второй возможный вывод: если заплатишь врачам больше, то вряд ли они будут лучше лечить. Это проверялось российскими исследованиями в области акушерства. Пациенты чувствовали, что конверты докторам улучшают их шансы на безопасные роды, здорового ребенка и так далее. Но это только их представления, — подытожил эксперт. 

Читайте в свежем номере: