Трагедии, которые случаются в казахстанских клиниках в последнее время, принято списывать на так называемые врачебные инциденты. На этом определении обычно и заканчиваются судебные тяжбы с медиками, но не в истории, которая недавно произошла в Павлодаре.
Гоняли по больницам
В марте 2023 года в Павлодаре скончался мужчина. Его дочь решила судиться с медиками и отсудила у них 5 миллионов тенге за некачественное оказание медицинской помощи.
В Верховном суде рассказали, что 16 февраля 2023-го скорая помощь привезла в горбольницу No 3 56-летнего мужчину. Несмотря на его тяжелое состояние, врачи отказали ему в госпитализации. После этого он в период с 17 февраля по 4 марта обращался в другие медучреждения. Их было еще четыре. Там казахстанцу диагностировали сначала бронхит, потом острый панкреатит, затем камни желчного протока с холециститом. Так получилось, что результатов лечение не дало, и 12 марта мужчины не стало.
Вскоре его убитая горем дочь узнала, что следователи прекратили досудебное расследование по факту ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медработниками в связи с отсутствием события и правонарушения. Надо сказать, что женщина не растерялась и подала иск в Павлодарский горсуд о взыскании с лечебных учреждений города 10 миллионов тенге. Суд первой инстанции иск не удовлетворил.
По информации Верховного суда, факт некачественного оказания медпомощи все же удалось подтвердить со второго раза. В ведомстве объяснили, что работники медучреждения недооценили степень тяжести заболевания пациента, поздно перевели его в реанимацию, что ухудшило его состояние. Суд учел, что ухудшение здоровья пациента произошло вследствие ненадлежащего оказания медпомощи. Врачи не провели необходимые диагностические и лечебные мероприятия, не было и надлежащего ухода.
Медработники не смогли представить в суде доказательств своей невиновности. Таким образом, иск казахстанки удовлетворили частично, выплатив ей 5 миллионов тенге.
За всю историю врачебных инцидентов казахстанцы нечасто получали достойную компенсацию в похожих ситуациях. Еще одним наглядным примером такого правосудия можно считать случай в Актау, когда лишившаяся ноги девушка отсудила у врачей 20 миллионов тенге.
Сроки давности
В 2017 году Актауский горсуд вынес приговор трем врачам Мангистауской областной больницы, которых обвиняли в ненадлежащем
исполнении профессиональных обязанностей, повлекшем причинение вреда здоровью. На тот момент 27-летняя Кристина Глембовская по заключению судебно-медицинской и независимой экспертиз лишилась ноги из-за неквалифицированной медицинской помощи.
Изначально в больницу ее привело ДТП, которое случилось в декабре 2014 года. Как потом выяснилось, ампутации конечности можно было избежать, если бы медпомощь оказали качественно. Досудебные разбирательства по этому делу длились более двух лет.
Адвокат пострадавшей считала, что следствие специально затягивало процесс передачи материалов дела в суд, чтобы срок давности иска истек и врачи смогли уйти от уголовной ответственности. Но 4 января 2017 года дело все же передали в суд. В итоге гражданский иск потерпевшей удовлетворили полностью.
Понять и простить?
Несмотря на то, что не все случаи получают огласку, все-таки ежегодно в Казахстане заводят около 300 уголовных дел против врачей по статье 317 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником». Представители здравоохранения предлагают исключить эту статью из категории уголовных.
Как заявила во время одного из своих выступлений бывший министр здравоохранения Ажар Гиният, в основном уголовные дела возбуждают на специалистов хирургического профиля с риском летального исхода, акушеров-гинекологов — 14 человек, хирургов — 14, травматологов — восемь, анестезиологов — шесть. Общий размер выплаты компенсаций морального и материального ущерба в пользу пострадавших составил свыше 40 миллионов тенге.
Примечательно, что страховые выплаты возможно получить только при наличии страхового полиса по решению суда, но их не выплачивают в случае признания уголовной ответственности. Затрудняет возмещение компенсации и заработная плата медработников, которой не хватает для полного покрытия ущерба. Поэтому Ажар Гиният предложила убрать уголовную статью и просто лишать врачей за ошибки лицензии.
Стало бы потерпевшим от врачей казахстанцам от этого жить легче? Вопрос риторический. С одной стороны, ни один врач, оказавшись в своей профессиональной сфере, в здравом уме не станет вредить пациенту. Но это вовсе не исключает факта, что врачи, как и все люди, могут совершать ошибки и проявлять халатность.